Психолог Канада

Психолог Канада

Опубликовано на сайте ht.ru, 04 марта, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ А.Г.ШМЕЛЕВА

Светлана Габидулина, очевидно, не первая из выпускников факультета психологии МГУ, которой удалось добиться официального права работать частным практикующим психологом в стране с развитой официальной системой психологической помощи (в данном случае это Канада). Но именно в рассказе Светланы я увидел внимание к таким деталям организации системы сертификации профессионалов, которого нам так не хватает для построения в России собственной системы сертификации. Я попросил Светлану оформить свой устный рассказ в виде письменной статьи для нашего сайта. И надеюсь, что данная статья будет полезной не только выпускникам факультета психологии МГУ, мечтающим получить международную (зарубежную) лицензию, но и более широкому кругу наших специалистов (включая эйчаров), занимающихся организацией системы профессиональных испытаний.

На какие особенности системы сертификационных испытаний я бы порекомендовал обратить внимание читателей:

1) Использование тестовых технологий, предваряющих устный экзамен-собеседование. Причем компьютеризированных тестовых технологий! В последние годы в рамках госэкзаменов по психологии в МГУ мы (силами прежде всего моей лаборатории в МГУ, а также силами десятков авторов тестовых заданий – преподавателей многих кафедр факультета) создаем свою собственную систему компьютерного тестирования, основанную на банках из нескольких сот заданий. Но… у нашего нововведения до сих пор немало противников (внутри факультета), аргументы которых выглядят по международным меркам просто «детскими»: «детишки» устанут от дополнительного стрессового испытания и т.п. Обратите внимание: в теоретическом экзамене по психологии экзаменуемый в Канаде проходит тест не из 60 вопросов (как у нас), а из 300 (!). И не брюзжит при этом, а платит за это удовольствие сотни долларов. Причем тест охватывает не только ВСЕ значимые области общей и клинической психологии, но и области, которые, как кажется, непосредственного отношения к психологической помощи не имеют: матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику (этика имеет самое непосредственное отношение к практике), эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения и т.п.

2) Значительное внимание этико-правовым аспектам деятельности психологов. Этому посвящен отдельный, причем ПЕРВЫЙ экзамен. Это весьма значимое отличие – на фоне правовой безграмотности, нигилизма и цинизма, которые у нас до сих пор процветают. Чтобы быть ответственным перед обществом за качество своих услуг, профсоюз психологов в Канаде БЕСПОЩАДНО изгоняет из своей среды (или просто не допускает в нее) всех горе-профессионалов, которые не только наносят, но только еще собираются нанести ущерб профессионально-этической репутации данного профсоюза (!).

3) Используется активно метод практических проблемных ситуаций (кейсов). Причем и в тестово-письменной форме (первый экзамен) и в форме устного моделирования (разыгрывания сценок) на устном экзамене. Увы, опыт наших составителей заданий и экзаменаторов по психологии в этой области следует признать ничтожным. Об этом говорит беглый взгляд на банки собранных нами заданий: среди сотен вопросов лишь единицы содержат попытку моделирования практических проблемных ситуаций (!).

Хотелось бы открыть данной статьей обсуждение вопроса, посвященного сравнению нашей системы профессиональных экзаменов и западной. Ждем заинтересованных откликов!

В завершении этого предисловия я считаю необходимым поблагодарить Светлану за проделанную ей работу – ради просвещения бывших соотечественников, поотставших в этих вопросах (вопросах создания серьезных систем сертификации специалистов), увы, на полсотни лет. Не секрет, что многие наши бывшие соотечественники, пройдя трудную школу испытаний на Западе и завоевав там определенные профессиональные позиции, не всегда склонны были в 90-е годы делиться своим опытом перед «будущими волнами эмигрантов-конкурентов».

КАК Я СТАЛА ПСИХОЛОГОМ В КАНАДЕ (о системе сертификации практических психологов в Канаде)

Прежде чем описать свой опыт в Канаде, мне хотелось бы поблагодарить Александра Георгиевича Шмелева за возможность выступить на этих страницах. Александр Георгиевич был научным руководителем моих курсовых и дипломного проектов и бессменным консультантом моей кандидатской диссертационной работы, выполненной на тему «Психосемантика городской среды» под официальным руководством Б.М.Величковского.

Итак, мы с мужем (специалистом в области технического перевода) прилетели в Торонто в конце апреля 2000 года. Было интересно – новый город, красивое озеро, совсем другие люди, говорящие, в основном, по-английски. Конечно, мне хотелось работать по специальности. Во-первых, потому что я считаю, что психолог – очень интересная профессия, во-вторых, потому что альтернативы для эмигрантов довольно скромные – малоквалифицированные и плохооплачиваемые работы типа «cleaning lady» (это все же не совсем «леди», а уборщица, убирающая чужие дома) или «babysitter» (что само по себе неплохо, но стоит около 7 долларов в час, на эти деньги здесь не проживешь).

Надежды получить работу в университете, подобную той, что я имела в Москве (а перед отъездом я работала в должности доцента на кафедре педагогики и психологии в Московском лингвистическом университете) оказались призрачными. Вакансии в академической среде появляются редко, профессора как-то «присиделись», и на каждое место обычно много кандидатов, вполне достойных людей с североамериканским образованием и «родным» английским. Словом, в этой задаче (найти работу по специальности) был определенный, как говорят канадцы, «challenge».

Я начала звонить в разные места, где, как мне казалось, можно было найти психологов, и везде поначалу встречала вежливый отказ. Эта ситуация, в общем, типична для эмигрантов без «канадского опыта».

Профессора университетов, с которыми я свела знакомство в то время, оказались в большинстве своем милыми интеллигентными людьми, с которыми было приятно поболтать за чашечкой кофе (с некоторыми из них я дружу по сей день). Но в отношении работы все они разводили руками, и разговор «уплывал» куда-то в сторону — в русскую ментальность, эстетику, проблемы образовательной системы и т.д.

Но вот, наконец, в Онтарийском Обществе Психологов мне дали телефоны трех психологов, говорящих по-русски. Первые два попросту не ответили на мои телефонные сообщения. Зато секретарь третьего сразу откликнулась и назначила мне интервью с психологом. Это и оказался мой счастливый билет.

Марек (психолог этот был родом из Варшавы) оказался очень милым, симпатичным и умным человеком. Он бегло говорил на нескольких языках, включая русский, и в свое время работал с Лурией, а также в институте имени Бехтерева в Ленинграде. Ему нужен был помощник для работы с русскими клиентами (тестирования и психотерапии), и он предложил мне попробовать. Конечно, я согласилась с радостью. Так произошел мой переход из психологии городской среды в реабилитационную психологию. Я изучила батарею нейропсихологических тестов, которые применяются в Канаде, а также вспомнила те основы психотерапии, которые были мне преподнесены в Академии Практической Психологии при МГУ (большое спасибо преподавателям и директору Академии Сергею Рэмовичу Пантилееву). Где-то через год Марек сказал мне: «Почему бы Вам с Вашим дипломом кандидата наук не подать на регистрацию в Колледж Психологов Онтарио (это не обучающий колледж, а организация, выдающая лицензии и регулирующая психологическую практику)? Я подумала, взвесила все «за» и «против» и решила попробовать.

Дело в том, что любая профессиональная лицензия в Канаде, будь то лицензия хиропрактора, медсестры или психолога – это большая ценность. И у многих уходит немало денег и лет на то, чтобы ее получить. Приехав в Канаду из другой страны – России, Украины, Индии, Китая – с университетским дипломом или кандидатской степенью, вы не можете называть себя психологом и открывать свою практику. Вы можете звать себя кем угодно – консультантом, гадалкой, потомственной ясновидящей, парапсихологом – и давать свою рекламу. Не возбраняется брать деньги за этот малый бизнес и давать ценные советы. Но психологом может называться только тот, кто получил канадскую лицензию. Она свидетельствует о том, что вы обладаете необходимой суммой знаний в этой области, можете ставить диагнозы в соответствии с DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition) и можете получать деньги от страховых компаний, отпущенные на психолога. Обычно в каждой крупной фирме и на государственных предприятиях существует страховой план для работников («социальный пакет»), который предусматривает оплату услуг тех специалистов, которые не поддерживаются системой государственного страхования. К ним относятся дантисты, окулисты, психологи, а также некоторые представители нетрадиционной медицины (правда, не гадалки).

Для того, чтобы получить лицензию на самостоятельную практику, необходимо было сделать следующее:

1) Заполнить форму, в которой подробно описываются все университетские курсы, когда-либо мной прослушанные. Трудность с дипломом МГУ была прежде всего в том, что там не указывалось количество часов, отведенных на каждый курс. Кроме того, предметы, например, общую психологию, надо было «расписать» подробно – ощущения, восприятие, эмоции и т.д. Потом специальная комиссия должна сравнить качество и количество предметов с их канадскими эквивалентами и написать свой вердикт, который обычно лоббирует интересы платного образования в Онтарио. Мне, например, предписали прослушать в местном университете курс психодиагностики.

Честно говоря, меня это возмутило – я, взрослая женщина, обремененная семьей, домом и работой, должна все это бросить, заплатить кучу денег и пойти слушать их лекции! Поэтому я еще раз прошлась по своей форме и, проанализировав ее, выделила 325 часов, потраченных мною на изучение психодиагностики в период обучения в МГУ. Это сильно превышает местные нормативы. Поэтому я привлекла внимание уважаемой комиссии к этому факту, и она через пару месяцев со мною письменно согласилась.

2) После этого мне нужно было найти двух руководителей практики, в чем мне также помог Марек, который стал моим основным руководителем. Другая руководительница работала психологом в большой клинике, где я провела год. Задача найти руководителей и отработать в Онтарио 2000 часов и есть тот самый камень, о который спотыкаются многие приехавшие сюда психологи. Поясню, что под «практикой» в данном случае понимается не самостоятельное оказание психологической помощи, а работа ассистентом лицензированного психолога.

3) В процессе практики, которая обычно длится 1.5-2.5 года, психологи должны сдать три профессиональных экзамена:

а) письменный (тестовый) по этике и законодательству,
б) письменный (тестовый) по психологии,
в) устный по психологии.

Каковы организационные и финансовые условия при выполнении экзаменов?

Предварительные тестовые экзамены (по этике и по теории) являются фильтром: без положительной оценки за эти экзамены нельзя получить доступ к следующему экзамену. Каждый экзамен оплачивается отдельно, чеком, стоимость (на момент моей сдачи) была 400 долларов за этику, и по 800 за каждый экзамен по психологии.

Заранее объявленных для испытуемых границ в баллах на тестовых экзаменах (по числу правильных ответов) не существует. Результаты каждый раз сравниваются со средним по данной группе сдающих (по-моему, «порог» выше, чем среднее, но этого никогда и никто толком не объяснял).

На сайте Колледжа есть расписание экзаменов (каждый из экзаменов можно сдавать 2 раза в году). Личные результаты посылаются только лично экзаменующемуся по указанному им адресу. Эта система действует даже в начальной школе, где нет общих родительских собраний и об успехах Вашего ребенка Вам скажут лично, в 15-минутном интервью.

Каково содержание и технология экзаменов?

Для экзамена по этике и законодательству необходимо было изучить Кодекс Психолога, а также все нормативные документы, регулирующие деятельность профессионалов от медицины, и в частности, психологов. Экзамен (в то время он был бумажным, сейчас, наверное, уже компьютеризирован) состоял из 60 вопросов с жестким лимитом времени, примерно по минуте на ответ, форма – множественный выбор. Вопросы были сформулированы в виде конкретных ситуаций (кейсов), требующих применения законов и этического кодекса. Особенную озабоченность у Колледжа вызывает желание (и возможность) профессионала и клиента вступить в сексуальные отношения. За это можно лишиться лицензии минимум на 5 лет (!).

Очень важная для вас статья:  Документы для WES из Беларуси Канада

Примеры вопросов, которые я запомнила с 2001 года, следующие:

— Если клиент в благодарность за лечение пришлет Вам 30 банок черной икры, Вы должны:

А. Отослать их ему обратно с объяснением, что Вы не имеете права принимать от клиентов подарки.
Б. Переслать их в какой-нибудь детский дом.
В. Принять икру и угостить своих товарищей.
Г. Ничто из вышеперечисленного.

— Если клиент, лечение которого Вы закончили 3 года назад, случайно встречает Вас на вечеринке, и между вами вспыхивает взаимная симпатия, и приглашает Вас потом в отель, Вы должны:

А. Отказаться, так как неэтично вступать с клиентами в неформальные отношения.
Б. Пойти, если желание обоюдно.
В. Пойти, так как истекло 3 года с момента окончания лечения.
Г. Позвонить в Колледж и спросить совета.

Как, наверное, догадывается читатель, в последнем примере «фишка» заключается в 3 годах, которые обозначают тот предел, за которым неформальные отношения возможны.

Когда экзаменующийся получает результат (обычно это происходит через 6 недель), то в нем не содержится обратной связи, то есть ты так и не знаешь, на какие вопросы ответил неправильно.

Для следующего экзамена – письменного по психологии – необходимо было заказывать дорогущий (около 1000 долларов) пакет книг из Америки (США). Ни в каких библиотеках Канады подобных книг нет. Эти восемь книг представляют следующие разделы психологии: психодиагностику, матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику, эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения, психотерапию, школьную и возрастную психологию, диагностику интеллекта, работу с маргинальными группами населения по месту жительства, клиническую психологию, психофармакологию и патопсихологию. Что касается демоверсии, то что-то похожее на нее (но не совпадающее с реальными вопросами экзамена) есть на CD диске, который прилагается к пакету экзаменационных книг. На каждую тему по психологии приходится примерно по 8 вариантов наборов вопросов.

Сам экзамен состоял из 300 вопросов, 80 из которых не учитывались при окончательном подсчете результатов (это, очевидно, вопросы, которые войдут после сбора статистики в состав следующей версии теста). Экзамен был на компьютере. Те вопросы, которые отвечающий помечал «галочкой» (то есть «не уверен») можно было потом исправить, остальные вопросы фиксировались «намертво». Форма экзамена была та же — множественный выбор.

Для меня материал был, в основном, знакомый, хотя и основательно подзабытый. Новой областью была психофармакология (все эти новые антидепрессанты с их химическими и брэндовыми названиями). Пожалуй, много новых для меня фактов и микротеорий было в области социальной и индустриальной психологии. А мозг – он и есть мозг, и за 20 лет, прошедших после моего окончания мной университета, он мало изменился (то есть, базу моих знаний по анатомии и физиологии сформировали те самые курсы, которые наши студенты-психологи в МГУ получали на биофаке и при кафедрах психологии и нейро-патопсихологии).

Вот примеры вопросов из этого экзамена:

— Клиент, долгое время бывший в депрессии, демонстрирует улучшение. Однако, в разговоре с Вами он упоминает о суицидальных мыслях. Вы должны:

А. Принудительно его госпитализировать.
Б. Заключить с ним «контракт о несовершении суицида».
В. Узнать, имеет ли он конкретный план суицида.
Г. Рассматривать его утверждение как преувеличение симптомов, так как его улучшение налицо.

-Билл экспериментирует с барбитуратами. Он начал с малых доз. Со временем он увеличивает дозы. Билл демонстрирует:

А. Устойчивость
Б. Зависимость
В. Уход
Г. Привыкание

Результаты этого экзамена приходят также примерно через 6 недель. Причем многие, насколько я знаю, сдают этот экзамен со второго или третьего раза.

Последним был устный экзамен по психологии. Это довольно сложное испытание, прежде всего, из-за ситуации сильного психологического давления. Наш экзамен проходил в отеле Мариотт, который специально арендовался для этой цели. В типовом гостиничном номере сидела комиссия из трех психологов разной степени «маститости» – из католической школы, нейропсихологического отделения клиники и из частной практики. Продолжительность беседы – около 1 часа.

Никакой предварительной подготовки к этому экзамену не бывает. Можно было лишь просмотреть книги по психологии и этический кодекс. Нет никаких «билетов», которые можно вытягивать из кучки и по часу готовиться, к чему привыкли у нас.

Экзаменаторы задавали множество самых каверзных вопросов, охватывающих все сферы жизни практического психолога, даже изображали из себя клиентов (!). Мне запомнился, например, следующий вопрос:

— К Вам приходит женщина, муж которой был в тяжелой аварии и в настоящее время недееспособен. Она говорит: «Как хорошо, что Вы женщина! А то мой предыдущий психолог предлагал мне с ним встречаться. Но он очень милый человек, и я не хочу ему неприятностей». Что Вы, как профессионал, сделаете?

Оказывается, правильный ответ, что я, как профессионал, должна сообщить («настучать»!) об этом поведении коллеги в Колледж, невзирая на желание (нежелание) клиента.

Как я уже говорила, эта «головомойка» длилась около часа, и все время было такое чувство, что ты ходишь по минному полю. После экзамена пришлось еще около часа ждать в гостиничном коридоре, пока уважаемая комиссия не вынесет решение (типа «годен-не годен»). Зато потом было чувство глубокого облегчения, близкого к эйфории (и стоимость экзамена, кстати, тоже немаленькая – около 800 долларов).

Комиссия тепло поздравила меня с лицензией, а председатель комиссии даже неожиданно заговорил по-русски.

После первой эйфории пришло время подумать о том, как лучше организовать собственную частную практику, потому что место в большой клинике получить почти так же трудно, как и в университете. Но это тема уже другой статьи.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Как стать психологом в Канаде

Всем привет. Мы снова встречаемся у Виты в гостях. Сегодня я хочу ответить на вопросы психологов, письма которых я получаю с самых разных уголков России. Еще два года назад я находилась в точно таком же положении как и они- готовилась к переезду, волновалась, переживала, и думала, думала и еще раз думала о своем будущем. Вопросов было очень много, кем я буду в Канаде? Смогу ли я работать по специальности? И каким образом это осуществить? Но все по порядку.

Первое и самое главное это язык. Об этом уже говорено-переговорено тысячу раз и на самом языке уже «мозоль». Но откровенно говоря, находясь в России я думала: «Ну что тут сложного, выучу постепенно». По- моему Гончаров писал, что лучше всего учить язык погрузившись в языковую среду страны, с такими мыслями я и поехала в Канаду, хотя мой муж Антон Овечкин, всячески пытался меня замотивировать на изучение, показывая на Витин сайт, где она черным по белому писала и пишет: УЧИТЕ ЯЗЫК.

Ну, вот приехала и с ужасом обнаружила что никто не говорит на русском языке и психология на русском не работает. И вот вместо того, чтобы начать сразу учиться в университете я вынуждена заниматься английским.

После долгих метаний, чем я буду заниматься, пришла к выводу: Не хочу я ничем заниматься кроме психологии. Работа доставляет мне удовольствие, и почему я должна отказываться от своей мечты? Даже если на это придется потратить много, очень много времени. Слава богу, мой муж всегда старается меня поддерживать, но не в том смысле, я сейчас найду тебе программу, работу и т.п. Он одобряет мои решения, но как говорится взялся за гуж, не говори что не дюж. Поначалу это очень раздражало ( я же тоже человек), но потом пришло осознание, только таким образом не расчитывая что он позвонит в нужную организацию, я становилась более самостоятельной ( в смысле языка), и потом он говорил ну даже если я позвоню, на интервью все равно придется идти тебе:)

Итак первое что мне было нужно это подтвердить свой диплом. Вот здесь можно сделать совершенно бесплатно. У них много офисов, я была вот здесь

Calgary — Century Park Place (Downtown)
5th Floor, 855-8 Avenue SW
Calgary, Alberta T2P 3P1
Phone: 403-297-6344

К ним не надо записываться на встречу, нужно просто прийти и в порядке живой очереди вас проконсультируют, выдадут бланк заявления , который нужно будет заполнить (я делала это без спешки дома) и приложить требуемые документы( это оригинал диплома, его перевод, оригинал аттестата о среднем образовании и его перевод, свидетельство о браке (свидетельство переводить не нужно. ) если менялась фамилия, вот собственно и все, а, нет забыла сказать про письмо из университета если вы делаете подтверждение чтобы продолжить обучение, достаточно распечатанного e-mail. Отдельно хочу сказать спасибо Жене Зильберову за переводы.

С дипломом разобрались. Как правило за пять лет обучения в России, здесь вам дадут Bachelor Degree. И с этим можно жить и работать:), как социальный работник, как консультант в иммиграционных организациях и т.п. Но, ЕСЛИ СТОИТ ЗАДАЧА БЫТЬ ПСИХОЛОГОМ Мастер нужен как ни крути. Конечно надо идти учиться, но куда? Первое что пришло в голову наш Калгарийский университет, у них есть программы и дневная форма обучения.

Заявленная он-лайн программа (она висит на сайте) по получению мастера временно приостановлена, поэтому этот вариант отпал. Моя подруга, верный советчик и товарищ, психолог, Оля Корчагина заканчивает в этом году своего мастера в Yorkville University. Они как раз специализируются на он-лайн программах для практикующих психологов. Поэтому решение было принято в пользу этого университета. У вас могут быть свои варианты, изучайте, ищите.

Да, кстати, как только я приняла для себя решение быть психологом в моей жизни появился главный редактор одной из русских газет, для которой я пишу статьи, постепенно появился круг клиентов… как говорит один мой знакомый « жизнь налаживается».

И последний вопрос – РАБОТА.

Нетворкинг это замечательно, но , но, но свои две ноги и мозги еще лучше. Я определила для себя несколько компаний, где я хочу работать, в частности это Alberta children Hospital. Это мечта, но до которой надо дойти. Помните как в Чародеях: Вижу цель, не замечаю препятствий. Начать можно с волонтерской позиции.

И в конце пару слов как я получила работу. Я разослала немыслимое количество резюме, получила только один звонок и то не по делу:). Потом взяла ноги в руки пошла в люди. Поскольку язык еще далек от совершенства, то и путь мой лежал в иммиграционные организации, типа

Пришла, принесла резюме, оставила и конечно ни на что не рассчитывая, забыла на какое-то время. Однажды позвонили и сказали, что есть волонтерская позиция и надо прийти на интервью. Я совершенно спокойно спрашиваю: а детей можно взять?:) от такой наглости на том конце не знали, что сказать… только спросили, а они у вас тихие? Какого ответа они интересно ожидали от меня?:)))

Прихожу, совершенно спокойная, как удав, наверное сказывался тот факт что позиция волонтерская. Две дамы просят рассказать про себя, про опыт работы, я рассказываю, ввернула конечно что разработала собственный трениг для беременных:), мои малявки при этом сидят как мышки и рисуют ( потом посмотрела на часы 40 минут мы разговаривали и дети нам не мешали, чем привели в изумление моих дам). В конце чувствую что дамы в замешательстве, говорят, мы подумаем и дадим вам знать. Оказывается все прошло замечательно и они хотят предложить мне не волонтерскую позицию. То есть они готовы мне платить. Такого поворота я не ожидала. Сначала это была одна программа для беженцев ( в частности для беременных женщин), а потом появилась вторая ( для деток) Конечно, эти тренинги проходят нечасто, раз в две недели ( по два дня). Но это то, что мне нужно ( практика, практика и еще раз практика) плюс консультации на дому «наших» людей.

Жизнь удивительная штука, главное понять, а что собственно вы хотите, а дальше , уверена все будет складываться так, чтобы ваша мечта осуществилась. До новых встреч!

Количество вузов 89 Психология в Канаде

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Trent University

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Очень важная для вас статья:  Timeline Warsaw VO Канада

University of the Fraser Valley

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Ontario Tech University

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

University of Guelph-Humber

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Fanshawe College

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Carleton University

The Times Ranking: 501

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

University of Alberta

The Times Ranking: 136

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Algonquin College

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Dalhousie University

The Times Ranking: 251

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Humber College

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

University of Guelph

The Times Ranking: 501

Вы уже выбрали максимальное количество вузов

Queen’s University

The Times Ranking: 251

Обновить поиск

  • Предмет:
  • Психология Forensic PsychologySports PsychologyДетская ПсихологияКлиническая ПсихологияКогнитивная ПсихологияОрганизационная ПсихологияОрганизационное ПоведениеПоведенческая ПсихологияПрикладная ПсихологияПсихологическое КонсультированиеПсихология (Общий Курс)Психология Промышленного ПроизводстваПсихология РазвитияПсихология: СпециализацияПсихопатологияСоциальная ПсихологияЧеловеческая СексуальностьЭкологическая Психология
  • Страна:
  • Канада АльбертаБританская КолумбияКвебекМанитобаНовая ШотландияНью-БрансуикНьюфаундленд и ЛабрадорОнтариоОстров Принца ЭдуардаСаскачеван
  • Уровень обучения:
  • Все уровни обучения Магистратура и PhDБакалавриатКурсы

Отфильтруйте результаты

Расскажите нам о себе

Расскажите о своих предпочтениях

Сфера обучения

Квалификация

Страна обучения

Подпишитесь на рассылку Hotcourses Russia!

Получите советы и рекомендации от наших экспертов по обучению за рубежом

Пожалуйста введите действительный электронный адрес

Психолог Канада — Заработная плата, Как найти работу

Какова зарплата — Психолог Канада?
Как найти работу — Психолог Канада?

Самыми популярными местами трудоустройства являются: Оттава (Столица), Торонто, Монреаль, Калгари, Эдмонтон , Виннипег, Ванкувер, Миссиссога

Зарплата за работу: Психолог Канада — USD 6744
Средняя заработная плата Канада — USD 2383

Влияние опытам работы на зарплату:
Oпытный: +31%
В середине карьеры: +14%
Начального уровня: -15%

График: (1) Заработная плата — Психолог (2) Средняя заработная плата — Канада

График: (1) Oпытный (2) В середине карьеры (3) Начального уровня

Преимущества для сотрудников
Страхование пенсий (Пенсионный план): Да
Медицинская страховка: Да
Внутренние и внешние курсы и обучение: Да
План развития карьеры для сотрудников: Часто

Типичные требования к работе
Требуемый уровень образования: Университетского диплома
Знание работы на компьютере: Не обязательно
Испытательный срок: Редко
Знание иностранного языка: Необходимо
Водительские права: Необходимо
Опыт работы: Влияние на заработную плату — Высокий

Формы занятости:
Полный рабочий день
Непо́лный рабо́чий день (Частичная занятость)
Временная работа
Проектная работа
Фриланс
Самозанятость
Другие виды работ
Отраслевой сектор: здравоохранение, красота и здоровье

Рабочее время и оплачиваемый отпуск
Рабочая неделя: Понедельник — Пятница
Количество рабочих часов в неделю: 40
Сверхурочная работа: Часто
Количество оплачиваемых дней: 20
Нерабочие праздничные дни: 6
Перерыв на обед: Да
Продолжительность обеденного перерыва: 30 минут
Гибкое рабочее время: Нет

Заработная плата — Психолог: (1) Канада (2) Австралия (3) Соединённые Штаты Америки

Заработная плата — Канада: (1) Психолог (2) Врач офтальмолог (3) Врач кардиолог

Психолог Канада

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам лучший онлайн-опыт. Их использование улучшает функциональность нашего сайта и позволяет нашим партнерам рекламировать свои услуги для вас. Продолжая использовать веб-сайт StudyQA или нажав кнопку «Я согласен», вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с данной политикой. Подробные сведения о том, как мы используем файлы cookie, можно найти в политике Cookie.

Психолог Канада

Переезд в другую страну, помимо всего прочего, это серьезное испытание для вашей психики. Что же делать, если нервы отказывают настолько, что понимаешь: самостоятельно уже не справиться? В сегодняшнем обществе за решением такого рода проблем обращаются к психологу.

Психологическая помощь в Канаде организована по схожим с другими странами принципам. Есть ассоциации психологов и индивидуальные терапевты, есть психологи, специализирующиеся на каком-либо отдельном подходе (гештальт-терапевт или психоаналитик). Психологи, которые имеют право консультировать семьи, детей, психиатры, которые работают с людьми, страдающими психическими расстройствами и так далее. В подавляющем большинстве это специалисты, которые общаются с вами на английском языке. Но, если постараться и быть готовым ездить, к примеру, в соседний город, можно отыскать и специалиста, говорящего на вашем родном языке.

Сколько стоят сеансы психолога в Канаде? Есть такое понятие, как расценки, рекомендованные провинциальной ассоциацией психологов — соответственно, все состоящие в ассоциации психологи будут иметь более или менее схожие расценки. На сегодняшний день это 120-180 канадских долларов за час работы. Хорошо, если у вас есть страховка от работы: очень часто услуги сертифицированных психологов такой страховкой покрываются хотя бы частично. Государственная страховка услуги психолога не оплачивает. Но что делать, если страховки нет, и сумму из своего бюджета явно не потянуть?

Первый вариант — искать психолога подешевле. Существует много специалистов, которые по разным причинам не получили официальной лицензии психолога, и поэтому их услуги не компенсируются страховкой. Зато и берут они за свои услуги намного меньше: речь может идти уже о 40-50 долларах.

Альтернативный вариант — обратиться за помощью к социальному работнику (social worker). Обладатели этой, весьма популярной в Канаде, профессии, решают во многом тот же круг задач, что и психологи, помогая клиентам в их социальных и личных проблемах, с помощью консультирования или лечения. Большинство школ имеют социального работника в своем штате; записаться на консультацию к социальному работнику можно как в госпитале (или попросив направления у вашего семейного врача), так и в общественном центре (community centre). А можно найти практикующего в частном порядке социального психолога по этой ссылке. Средняя стоимость услуг этих специалистов — 25-40 долларов за часовую консультацию.

Наконец, с развитием технологий всегда можно найти консультанта, оказывающего услуги в режиме онлайн-консультаций, преимущественно по скайпу. По ряду исследований, психологические консультации по скайпу можно сравнить по эффективности с классическими консультациями.

Если же помощь вам или вашему знакомому нужна срочно, всегда есть возможность бесплатно получить поддержку в кризисном центре: вот тут вы можете найти координаты и телефоны кризисного центра в вашей части Канады.

Как я стала психологом в Канаде (о системе сертификации практических психологов в Канаде)

Светлана Габидулина, очевидно, не первая из выпускников факультета психологии МГУ, которой удалось добиться официального права работать частным практикующим психологом в стране с развитой официальной системой психологической помощи (в данном случае это Канада). Но именно в рассказе Светланы я увидел внимание к таким деталям организации системы сертификации профессионалов, которого нам так не хватает для построения в России собственной системы сертификации. Я попросил Светлану оформить свой устный рассказ в виде письменной статьи для нашего сайта. И надеюсь, что данная статья будет полезной не только выпускникам факультета психологии МГУ, мечтающим получить международную (зарубежную) лицензию, но и более широкому кругу наших специалистов (включая эйчаров), занимающихся организацией системы профессиональных испытаний.

На какие особенности системы сертификационных испытаний я бы порекомендовал обратить внимание читателей:

1) Использование тестовых технологий, предваряющих устный экзамен-собеседование. Причем компьютеризированных тестовых технологий! В последние годы в рамках госэкзаменов по психологии в МГУ мы (силами прежде всего моей лаборатории в МГУ, а также силами десятков авторов тестовых заданий — преподавателей многих кафедр факультета) создаем свою собственную систему компьютерного тестирования, основанную на банках из нескольких сот заданий. Но… у нашего нововведения до сих пор немало противников (внутри факультета), аргументы которых выглядят по международным меркам просто «детскими»: «детишки» устанут от дополнительного стрессового испытания и т.п. Обратите внимание: в теоретическом экзамене по психологии экзаменуемый в Канаде проходит тест не из 60 вопросов (как у нас), а из 300 (!). И не брюзжит при этом, а платит за это удовольствие сотни долларов. Причем тест охватывает не только ВСЕ значимые области общей и клинической психологии, но и области, которые, как кажется, непосредственного отношения к психологической помощи не имеют: матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику (этика имеет самое непосредственное отношение к практике), эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения и т.п.

2) Значительное внимание этико-правовым аспектам деятельности психологов. Этому посвящен отдельный, причем ПЕРВЫЙ экзамен. Это весьма значимое отличие — на фоне правовой безграмотности, нигилизма и цинизма, которые у нас до сих пор процветают. Чтобы быть ответственным перед обществом за качество своих услуг, профсоюз психологов в Канаде БЕСПОЩАДНО изгоняет из своей среды (или просто не допускает в нее) всех горе-профессионалов, которые не только наносят, но только еще собираются нанести ущерб профессионально-этической репутации данного профсоюза (!).

3) Используется активно метод практических проблемных ситуаций (кейсов). Причем и в тестово-письменной форме (первый экзамен) и в форме устного моделирования (разыгрывания сценок) на устном экзамене. Увы, опыт наших составителей заданий и экзаменаторов по психологии в этой области следует признать ничтожным. Об этом говорит беглый взгляд на банки собранных нами заданий: среди сотен вопросов лишь единицы содержат попытку моделирования практических проблемных ситуаций (!).

Хотелось бы открыть данной статьей обсуждение вопроса, посвященного сравнению нашей системы профессиональных экзаменов и западной. Ждем заинтересованных откликов!

В завершении этого предисловия я считаю необходимым поблагодарить Светлану за проделанную ей работу — ради просвещения бывших соотечественников, поотставших в этих вопросах (вопросах создания серьезных систем сертификации специалистов), увы, на полсотни лет. Не секрет, что многие наши бывшие соотечественники, пройдя трудную школу испытаний на Западе и завоевав там определенные профессиональные позиции, не всегда склонны были в 90-е годы делиться своим опытом перед «будущими волнами эмигрантов-конкурентов».

КАК Я СТАЛА ПСИХОЛОГОМ В КАНАДЕ (о системе сертификации практических психологов в Канаде)

Прежде чем описать свой опыт в Канаде, мне хотелось бы поблагодарить Александра Георгиевича Шмелева за возможность выступить на этих страницах. Александр Георгиевич был научным руководителем моих курсовых и дипломного проектов и бессменным консультантом моей кандидатской диссертационной работы, выполненной на тему «Психосемантика городской среды» под официальным руководством Б.М.Величковского.

Итак, мы с мужем (специалистом в области технического перевода) прилетели в Торонто в конце апреля 2000 года. Было интересно — новый город, красивое озеро, совсем другие люди, говорящие, в основном, по-английски. Конечно, мне хотелось работать по специальности. Во-первых, потому что я считаю, что психолог — очень интересная профессия, во-вторых, потому что альтернативы для эмигрантов довольно скромные — малоквалифицированные и плохооплачиваемые работы типа «cleaning lady» (это все же не совсем «леди», а уборщица, убирающая чужие дома) или «babysitter» (что само по себе неплохо, но стоит около 7 долларов в час, на эти деньги здесь не проживешь).

Надежды получить работу в университете, подобную той, что я имела в Москве (а перед отъездом я работала в должности доцента на кафедре педагогики и психологии в Московском лингвистическом университете) оказались призрачными. Вакансии в академической среде появляются редко, профессора как-то «присиделись», и на каждое место обычно много кандидатов, вполне достойных людей с североамериканским образованием и «родным» английским. Словом, в этой задаче (найти работу по специальности) был определенный, как говорят канадцы, «challenge».

Я начала звонить в разные места, где, как мне казалось, можно было найти психологов, и везде поначалу встречала вежливый отказ. Эта ситуация, в общем, типична для эмигрантов без «канадского опыта».

Профессора университетов, с которыми я свела знакомство в то время, оказались в большинстве своем милыми интеллигентными людьми, с которыми было приятно поболтать за чашечкой кофе (с некоторыми из них я дружу по сей день). Но в отношении работы все они разводили руками, и разговор «уплывал» куда-то в сторону — в русскую ментальность, эстетику, проблемы образовательной системы и т.д.

Но вот, наконец, в Онтарийском Обществе Психологов мне дали телефоны трех психологов, говорящих по-русски. Первые два попросту не ответили на мои телефонные сообщения. Зато секретарь третьего сразу откликнулась и назначила мне интервью с психологом. Это и оказался мой счастливый билет.

Марек (психолог этот был родом из Варшавы) оказался очень милым, симпатичным и умным человеком. Он бегло говорил на нескольких языках, включая русский, и в свое время работал с Лурией, а также в институте имени Бехтерева в Ленинграде. Ему нужен был помощник для работы с русскими клиентами (тестирования и психотерапии), и он предложил мне попробовать. Конечно, я согласилась с радостью. Так произошел мой переход из психологии городской среды в реабилитационную психологию. Я изучила батарею нейропсихологических тестов, которые применяются в Канаде, а также вспомнила те основы психотерапии, которые были мне преподнесены в Академии Практической Психологии при МГУ (большое спасибо преподавателям и директору Академии Сергею Рэмовичу Пантилееву). Где-то через год Марек сказал мне: «Почему бы Вам с Вашим дипломом кандидата наук не подать на регистрацию в Колледж Психологов Онтарио (это не обучающий колледж, а организация, выдающая лицензии и регулирующая психологическую практику)? Я подумала, взвесила все «за» и «против» и решила попробовать.

Очень важная для вас статья:  Письмо пользователя Лисица Канада

Дело в том, что любая профессиональная лицензия в Канаде, будь то лицензия хиропрактора, медсестры или психолога — это большая ценность. И у многих уходит немало денег и лет на то, чтобы ее получить. Приехав в Канаду из другой страны — России, Украины, Индии, Китая — с университетским дипломом или кандидатской степенью, вы не можете называть себя психологом и открывать свою практику. Вы можете звать себя кем угодно — консультантом, гадалкой, потомственной ясновидящей, парапсихологом — и давать свою рекламу. Не возбраняется брать деньги за этот малый бизнес и давать ценные советы. Но психологом может называться только тот, кто получил канадскую лицензию. Она свидетельствует о том, что вы обладаете необходимой суммой знаний в этой области, можете ставить диагнозы в соответствии с DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition) и можете получать деньги от страховых компаний, отпущенные на психолога. Обычно в каждой крупной фирме и на государственных предприятиях существует страховой план для работников («социальный пакет»), который предусматривает оплату услуг тех специалистов, которые не поддерживаются системой государственного страхования. К ним относятся дантисты, окулисты, психологи, а также некоторые представители нетрадиционной медицины (правда, не гадалки).

Для того, чтобы получить лицензию на самостоятельную практику, необходимо было сделать следующее:

1) Заполнить форму, в которой подробно описываются все университетские курсы, когда-либо мной прослушанные. Трудность с дипломом МГУ была прежде всего в том, что там не указывалось количество часов, отведенных на каждый курс. Кроме того, предметы, например, общую психологию, надо было «расписать» подробно — ощущения, восприятие, эмоции и т.д. Потом специальная комиссия должна сравнить качество и количество предметов с их канадскими эквивалентами и написать свой вердикт, который обычно лоббирует интересы платного образования в Онтарио. Мне, например, предписали прослушать в местном университете курс психодиагностики.

Честно говоря, меня это возмутило — я, взрослая женщина, обремененная семьей, домом и работой, должна все это бросить, заплатить кучу денег и пойти слушать их лекции! Поэтому я еще раз прошлась по своей форме и, проанализировав ее, выделила 325 часов, потраченных мною на изучение психодиагностики в период обучения в МГУ. Это сильно превышает местные нормативы. Поэтому я привлекла внимание уважаемой комиссии к этому факту, и она через пару месяцев со мною письменно согласилась.

2) После этого мне нужно было найти двух руководителей практики, в чем мне также помог Марек, который стал моим основным руководителем. Другая руководительница работала психологом в большой клинике, где я провела год. Задача найти руководителей и отработать в Онтарио 2000 часов и есть тот самый камень, о который спотыкаются многие приехавшие сюда психологи. Поясню, что под «практикой» в данном случае понимается не самостоятельное оказание психологической помощи, а работа ассистентом лицензированного психолога.

3) В процессе практики, которая обычно длится 1.5-2.5 года, психологи должны сдать три профессиональных экзамена:

а) письменный (тестовый) по этике и законодательству,
б) письменный (тестовый) по психологии,
в) устный по психологии.

Каковы организационные и финансовые условия при выполнении экзаменов?

Предварительные тестовые экзамены (по этике и по теории) являются фильтром: без положительной оценки за эти экзамены нельзя получить доступ к следующему экзамену. Каждый экзамен оплачивается отдельно, чеком, стоимость (на момент моей сдачи) была 400 долларов за этику, и по 800 за каждый экзамен по психологии.

Заранее объявленных для испытуемых границ в баллах на тестовых экзаменах (по числу правильных ответов) не существует. Результаты каждый раз сравниваются со средним по данной группе сдающих (по-моему, «порог» выше, чем среднее, но этого никогда и никто толком не объяснял).

На сайте Колледжа есть расписание экзаменов (каждый из экзаменов можно сдавать 2 раза в году). Личные результаты посылаются только лично экзаменующемуся по указанному им адресу. Эта система действует даже в начальной школе, где нет общих родительских собраний и об успехах Вашего ребенка Вам скажут лично, в 15-минутном интервью.

Каково содержание и технология экзаменов?

Для экзамена по этике и законодательству необходимо было изучить Кодекс Психолога, а также все нормативные документы, регулирующие деятельность профессионалов от медицины, и в частности, психологов. Экзамен (в то время он был бумажным, сейчас, наверное, уже компьютеризирован) состоял из 60 вопросов с жестким лимитом времени, примерно по минуте на ответ, форма — множественный выбор. Вопросы были сформулированы в виде конкретных ситуаций (кейсов), требующих применения законов и этического кодекса. Особенную озабоченность у Колледжа вызывает желание (и возможность) профессионала и клиента вступить в сексуальные отношения. За это можно лишиться лицензии минимум на 5 лет (!).

Примеры вопросов, которые я запомнила с 2001 года, следующие:

— Если клиент в благодарность за лечение пришлет Вам 30 банок черной икры, Вы должны:

А. Отослать их ему обратно с объяснением, что Вы не имеете права принимать от клиентов подарки.
Б. Переслать их в какой-нибудь детский дом.
В. Принять икру и угостить своих товарищей.
Г. Ничто из вышеперечисленного.

— Если клиент, лечение которого Вы закончили 3 года назад, случайно встречает Вас на вечеринке, и между вами вспыхивает взаимная симпатия, и приглашает Вас потом в отель, Вы должны:

А. Отказаться, так как неэтично вступать с клиентами в неформальные отношения.
Б. Пойти, если желание обоюдно.
В. Пойти, так как истекло 3 года с момента окончания лечения.
Г. Позвонить в Колледж и спросить совета.

Как, наверное, догадывается читатель, в последнем примере «фишка» заключается в 3 годах, которые обозначают тот предел, за которым неформальные отношения возможны.

Когда экзаменующийся получает результат (обычно это происходит через 6 недель), то в нем не содержится обратной связи, то есть ты так и не знаешь, на какие вопросы ответил неправильно.

Для следующего экзамена — письменного по психологии — необходимо было заказывать дорогущий (около 1000 долларов) пакет книг из Америки (США). Ни в каких библиотеках Канады подобных книг нет. Эти восемь книг представляют следующие разделы психологии: психодиагностику, матстатистику, индустриальную и организационную психологию, социальную психологию, этику и профессиональную практику, эксперимент и основы конструирования тестов, нейропсихологию, теории обучения, психотерапию, школьную и возрастную психологию, диагностику интеллекта, работу с маргинальными группами населения по месту жительства, клиническую психологию, психофармакологию и патопсихологию. Что касается демоверсии, то что-то похожее на нее (но не совпадающее с реальными вопросами экзамена) есть на CD диске, который прилагается к пакету экзаменационных книг. На каждую тему по психологии приходится примерно по 8 вариантов наборов вопросов.

Сам экзамен состоял из 300 вопросов, 80 из которых не учитывались при окончательном подсчете результатов (это, очевидно, вопросы, которые войдут после сбора статистики в состав следующей версии теста). Экзамен был на компьютере. Те вопросы, которые отвечающий помечал «галочкой» (то есть «не уверен») можно было потом исправить, остальные вопросы фиксировались «намертво». Форма экзамена была та же — множественный выбор.

Для меня материал был, в основном, знакомый, хотя и основательно подзабытый. Новой областью была психофармакология (все эти новые антидепрессанты с их химическими и брэндовыми названиями). Пожалуй, много новых для меня фактов и микротеорий было в области социальной и индустриальной психологии. А мозг — он и есть мозг, и за 20 лет, прошедших после моего окончания мной университета, он мало изменился (то есть, базу моих знаний по анатомии и физиологии сформировали те самые курсы, которые наши студенты-психологи в МГУ получали на биофаке и при кафедрах психологии и нейро-патопсихологии).

Вот примеры вопросов из этого экзамена:

— Клиент, долгое время бывший в депрессии, демонстрирует улучшение. Однако, в разговоре с Вами он упоминает о суицидальных мыслях. Вы должны:

А. Принудительно его госпитализировать.
Б. Заключить с ним «контракт о несовершении суицида».
В. Узнать, имеет ли он конкретный план суицида.
Г. Рассматривать его утверждение как преувеличение симптомов, так как его улучшение налицо.

-Билл экспериментирует с барбитуратами. Он начал с малых доз. Со временем он увеличивает дозы. Билл демонстрирует:

Результаты этого экзамена приходят также примерно через 6 недель. Причем многие, насколько я знаю, сдают этот экзамен со второго или третьего раза.

Последним был устный экзамен по психологии. Это довольно сложное испытание, прежде всего, из-за ситуации сильного психологического давления. Наш экзамен проходил в отеле Мариотт, который специально арендовался для этой цели. В типовом гостиничном номере сидела комиссия из трех психологов разной степени «маститости» — из католической школы, нейропсихологического отделения клиники и из частной практики. Продолжительность беседы — около 1 часа.

Никакой предварительной подготовки к этому экзамену не бывает. Можно было лишь просмотреть книги по психологии и этический кодекс. Нет никаких «билетов», которые можно вытягивать из кучки и по часу готовиться, к чему привыкли у нас.

Экзаменаторы задавали множество самых каверзных вопросов, охватывающих все сферы жизни практического психолога, даже изображали из себя клиентов (!). Мне запомнился, например, следующий вопрос:

— К Вам приходит женщина, муж которой был в тяжелой аварии и в настоящее время недееспособен. Она говорит: «Как хорошо, что Вы женщина! А то мой предыдущий психолог предлагал мне с ним встречаться. Но он очень милый человек, и я не хочу ему неприятностей». Что Вы, как профессионал, сделаете?

Оказывается, правильный ответ, что я, как профессионал, должна сообщить («настучать»!) об этом поведении коллеги в Колледж, невзирая на желание (нежелание) клиента.

Как я уже говорила, эта «головомойка» длилась около часа, и все время было такое чувство, что ты ходишь по минному полю. После экзамена пришлось еще около часа ждать в гостиничном коридоре, пока уважаемая комиссия не вынесет решение (типа «годен-не годен»). Зато потом было чувство глубокого облегчения, близкого к эйфории (и стоимость экзамена, кстати, тоже немаленькая — около 800 долларов).

Комиссия тепло поздравила меня с лицензией, а председатель комиссии даже неожиданно заговорил по-русски.

После первой эйфории пришло время подумать о том, как лучше организовать собственную частную практику, потому что место в большой клинике получить почти так же трудно, как и в университете. Но это тема уже другой статьи.

Медведева усиленно работала с психологом после этапа в Канаде

Серебряный призер Олимпиады-2020 Евгения Медведева занялась психическим здоровьем после участия во втором этапе Гран-при в Канаде. Об этом сообщает РБК-Спорт .

Медведева провалила короткую программу и в итоговом зачете заняла пятое место.

Спортсменка по согласованию с тренерским штабом после неудачи в короткой программе на Skate Canada усиленно работала с приглашенным психологом. Перед этапом в Москве тренер Медведевой Брайан Орсер отметил, что фигуристка пребывает в лучшей физической форме за всю жизнь.

Отметим, Медведева лидирует после короткой программы на этапе Гран-при по фигурному катанию в России, набрав 76,93 балла.

Психолог

Артемьева Елена (Санкт-Петербург, Канада)

  • Психолог и лайфкоуч из Торонто (Канада).

Образование:

  • University of Winnipeg (Canada).
  • Восточно-Европейский институт психоанализа (ВЕИП).
  • Психоаналитическое консультирование с использованием концепции транзактного анализа (ВЕИП).
  • Stonebr >… Читать дальше

Щедринская Ольга (Москва, Канада)

Психолог. Системный семейный психотерапевт. Ведущая детских и детско-родительских групп. Ведущая учебных семинаров.

Образование: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет. Специальность: психолог.

  • Институт Интегративной Семейной Терапии. Повышение квалификации … Читать дальше

Добавить себя в список.
Если вы не нашли интересующего вас консультанта, сообщите нам об этом пожалуйста.

* Звёздочки у консультанта — это сборная оценка пользователей портала и оценок за его консультации (в соотношении 30% на 70%).

МЕГА события ↑

Популярные статьи

Нашли ошибку?

Нашли опечатку, ошибку, неточность? Пожалуйста, выделите мышкой текст с ошибкой и нажмите [Ctrl] + [Enter] одновременно.

Добавить комментарий