Вероника Хельгесон — О жизни в индейской резервации в Канаде (Sandy Bay, Саскатчеван)


Содержание поста:

Индейцы Канады: демография, язык, религия. Аборигенные народы Канады

В XV веке Христофор Колумб открыл Америку, но поначалу он предполагал, что попал в Индию. Именно по этой причине коренных жителей тех земель начали именовать «индейцами». Переселенцы из Европы привезли на американский материк не только невиданные товары, продукты и прогресс, но и страшные болезни (оспу, корь, грипп), к которым у индейцев не было иммунитета. Большая часть коренных жителей погибла в борьбе за выживание, а другие были изгнаны с мест своего обитания в резервации, в которых проживают и по сей день. Благодаря тому, что индейцы до сих пор живут своими общинами, они смогли частично сохранить древние обычаи и традиции, родной язык и устоявшийся уклад.

Немного об истории индейских племен

Индейцы в Канаде проживали с древних времен. Каждое племя разговаривало на своем языке и имело свою культуру. В целом на территории Америки насчитывалось около 2200 разных народов, а на сегодняшний день их осталось чуть больше 1000. Многие индейские племена враждовали друг с другом и вели постоянные междоусобные войны. Главными занятиями коренных народов Канады были: охота на бизонов, рыбалка, земледелие. После того как европейцы привезли индейцам оружие и лошадей, охотиться на зверей им стало гораздо легче.

Геноцид индейцев

Многие ученые считают, что европейцы стремились специально истребить коренных жителей Канады. Но другие с ними не соглашаются. Неоспоримым фактом является то, что после открытия Америки Колумбом, численность индейских племен (по некоторым источникам) сократилась в десятки раз. Но коренные жители Канады погибали также из-за болезней, которые завезли из Старого Света. Нельзя забывать о постоянных междоусобных войнах, которые практически не прекращались между отдельными племенами. Вопрос о геноциде индейских народов до сих пор открыт, но он является очень спорным.

Жизнь индейцев в Канаде сегодня

Перепись населения, проведенная в 2006 году, показывает, что в Канаде проживает чуть более 700 тыс. индейцев. Все они обитают в резервациях, где созданы все необходимые условия для жизни. Хотя индейцы все равно ограничены в правах: им нельзя продавать свои дома, переезжать на новое место жительство, им запрещено заниматься бизнесом. Они не имеют возможности получить достойное образование и найти престижную работу. В связи с этим многие индейцы до сих пор занимаются привычными с древних времен занятиями: охотой, рыбалкой, земледелием. Многие получают пособия от правительства Канады, но от безысходности начинают увлекаться алкоголем и наркотиками.

Нужно отметить, что за последние 25 лет значительно уменьшилась младенческая смертность, поэтому численность населения индейцев в Канаде заметно увеличилась.

Самые известные индейские племена Канады

В каждом районе Канады проживали разные племена. Они отличались языками, традициями, родом занятий. Гуроны, ирокезы, алгонкины, нутка, могавки и многие другие племена, обитающие с древних времен в Канаде, входят в общую группу – «индейцы». У озер в Канаде находились многочисленные поселения, жители которых занимались земледелием, охотой, торговлей и рыбалкой. Другие проживали в восточных лесах, а также на севере страны. Кочевые племена переходили с места на место, а оседлые строили большие поселки, возводили деревянные дома.

Ирокезы – племена индейцев, у которых было неплохо развито земледелие. Выращивали они кукурузу, бобовые и многое другое. Они очень враждебно относились к другим народам, часто вели войны с алгонкинами, гуронами, могиканами. В XVI веке была создана Лига ирокезов – союз родственных племен. В XVII веке их численность была всего около 25 000 человек, что очень мало по сравнению с другими крупными языковыми группами. Из-за непрерывных войн и болезней, привезенных европейцами, их число постоянно сокращалось.

На севере Канады проживали предки эскимосов, пришедшие туда с Чукотки. Они занимались преимущественно охотой на моржей и оленей. Потомки этих племен называют себя «инуиты». Они проживают на автономных территориях и получают дотации от правительства Канады.

Алгонкины проживали в восточных лесах. Это крупное племя индейцев, которое принадлежит к алгонкинской языковой группе. По исследованиям ученых, до прихода европейцев численность их составляла около 6 000 человек. Алгонкины постоянно враждовали с ирокезами. На сегодняшний день потомки этого племени проживают в десяти резервациях в Канаде. Численность их – 11 000 человек.

Гуроны представляли собой союз из пяти племен. Проживали они на обширной территории в районе Великих Озер. Кстати, словом «гурон» называют и индейца, и озеро в Канаде. Эти племена вели оседлый образ жизни и строили довольно большие и укрепленные поселки. Занимались они преимущественно рыбалкой и земледелием, верили в существование духов и исповедовали шаманизм. Язык индейцев гуронов в наше время утерян, однако потомки этих народов живут в Канаде и сегодня.

Древние обычаи, языки и традиции

Некоторые древние языки индейцев сохранились по сей день. В целом ученые выделяют около 200 языковых семей. Многие племена полностью вымерли, а их языки утрачены навсегда.

Индейцы Канады, живущие в резервациях, по сей день отмечают древние праздники. В начале августа, к примеру, проводится «Пау-Вау» — яркий, красочный фестиваль, на который съезжаются индейцы со всей Северной Америки. Туристы и местные жители Канады во время фестиваля могут насладиться зажигательными танцами и своими глазами увидеть разноцветные национальные костюмы коренных жителей этих земель. Во время «Пау-Вау» также проходит ярмарка, где все желающие могут приобрести сувениры и товары, сделанные руками индейцев.

Праздник имеет сакральное происхождение, начинается он с молитвы. Во время открытия можно увидеть легендарную игру на барабанах, круговые танцы и индейские песни, которые очень сложно понять европейцам, ведь поются они не в ритм.

Национальная кухня индейцев

Индейская кухня очень многообразна. У разных языковых групп имеются свои вкусовые пристрастия и любимые блюда. Но с древнейших времен у американских индейцев в рационе неизменно присутствует мясо индейки, кукуруза, картофель, бобовые и тыква. Острые блюда не пользуются популярностью. В качестве приправ индейцы используют дикий имбирь, можжевельник. Коренные народы Канады всегда употребляли в пищу мясо, а жизнь без него считали неполноценной. Однако к убитым животным индейцы относились очень трепетно. Известно, к примеру, что перед охотой они непременно молились и заранее просили прощения за убийство.

Весной индейские племена занимались сбором кленового сока, из которого делали сироп. Попробовать его можно и сейчас на ярмарке во время «Пау-Вау». Кроме этого, на фестивале можно поесть жареный хлеб – ритуальное блюдо индейцев.

Религия

Большая часть американских индейцев исповедовала шаманизм. Они верили в силу духов, в сверхъестественные способности животных. Индейцы имели особые представления о загробной жизни: они считали, что человек после смерти продолжает жить так же, как и на земле. У коренных народов Канады не было храмов или особых мест для молитвы. На сегодняшний день культура и особенности верований многих племен навсегда утрачены, но в резервациях можно найти индейцев, которые чтут память предков и древние традиции своего народа.

Резервации

Канада – высокоразвитая страна, главным принципом в которой является равноправие всех граждан.

Она находится на севере Северной Америки. Канада занимает второе место в мире (на первом — Россия) по величине занимаемой территории. На территории этой страны индейские племена проживали с древних времен, но после прихода европейцев, они были вынуждены покинуть обжитые места. В XIX веке правительство Канады приняло решение переселить всех индейцев в резервации.


Там они проживают и по сей день. Их поселения поразительно отличаются друг от друга. В каких-то люди в буквальном смысле слова борются за свое существование, имеют проблемы с чистой водой, отоплением и газом. В других резервациях можно увидеть современные дома, учреждения и больницы.

Заключение

Когда читаешь приключенческие книги о жестоких нравах и традициях индейцев (к примеру, о снятии скальпа с врага), то становится жутко. Кажется, что это все выдумки. Однако подобные племена существовали в реальности. Многие из них были настроены очень воинственно и постоянно истребляли своих соседей, чтобы завладеть новыми территориями. Другие племена жили совершенно спокойно, занимались земледелием, разводили скот, охотились. Но с приходом в Америку европейцев жизнь индейцев резко изменилась, и им пришлось бороться за свои права, за будущее на родных территориях.

Игры в демократию: как Канада загнала индейцев в резервации

Аттавапискат — резервация индейцев в Канаде на севере провинции Онтарио. Удивительно, но в самой комфортной для жизни стране мира некоторые люди до сих пор живут как в 19 веке. Несмотря на суровый климат в их домах нет горячей воды, газа, отопления.

Да и сами жилища зачастую выглядят как бараки. Находиться в таких постройках не только неуютно, но даже опасно. Из-за сырости их стены покрываются плесенью. Но, ядовитого грибка, жильцы таких комнат боятся гораздо меньше, чем пожаров.

30 марта в индейском поселении Пикангкикум погибли шестеро взрослых и трое детей. Пожарные предполагают, что возгорание началось из-за неисправности печки-буржуйки или проводки. За соблюдением пожарной безопасности здесь никто не следит.

В Аттавапискате и других канадских резервациях нет очистных сооружений и изолированных, безопасных источников питьевой воды. А из-за близости к океану и отсутствия в поселениях дамб, здесь часто случаются наводнения. В итоге, разливы канализации вызывают настоящие эпидемии различных болезней.

Вот такой кожной сыпью в резервациях страдают многие дети. Причем никого из маленьких пациентов канадским медикам еще не удалось вылечить.

Просто потому, что они не смогли поставить точный диагноз. Об этой проблеме в одной из самых благополучных стран мира заговорили только после серии громких журналистских расследований. До этого складывалось ощущение, что официальным властям было просто наплевать на коренное население. И даже заявление министра здравоохранения Джейн Филпотт прозвучало так, как будто индейцы сами виноваты в том, что их дети болеют.

Знаю, что некоторые журналисты предположили, что заболевания детей в индейских резервациях связаны с качеством воды. Что вода там – заражена. Мы так не считаем. Потому что недавно она была проверена в лабораториях, и мы знаем, что она безопасна. Ее можно пить и использовать для других целей.

Об этом не принято говорить в Канаде, но к индейцам в этой стране относятся хуже, чем к иммигрантам. Все коренное население было отправлено в резервации, которые больше похожи на тюрьмы-поселения, чем на обычные деревни. Здесь нет ни детских площадок, ни кинотеатров, никаких магазинов или кафе. На этих территориях запрещено заниматься бизнесом. А из-за особенностей законодательства, аборигены не могут продавать свои дома, чтобы на эти деньги переехать в мегаполисы. В резервациях нет больших школ, заканчивать учебные заведения здесь не принято. Работы тоже нет, местным жителям предлагают заниматься традиционными промыслами, охотой или рыбалкой. Из-за безделья многие спиваются или уходят в банды. Разборками между группировками здесь никого не удивишь.

Насилие в таких резервациях дело обычное. Недавно стало известно, что правоохранительные органы даже не расследуют многие преступления, которые совершаются внутри резерваций или если жертвами являются индейцы Канады. Так в ходе масштабной государственной проверки работы полиции стало известно, что тысячи дел были ошибочно классифицированы как самоубийства, несчастные случаи или смерти по естественным причинам. Убийства аборигенов просто никто не хотел расследовать.

В эфире одной телепередачи эксперты обсуждают один из таких примеров, когда индейская женщина убитая выстрелом в затылок, в протоколе была записана как самоубийца.

Многие из этих женщин пострадали из-за стереотипов в канадском обществе о женщинах из индейских резерваций. Я несколько раз слышала, как о жертвах говорили «Ну, извините, они сами виноваты в том, что на них нападают. Они же пьют, принимают наркотики, торгуют собой»

После таких обвинений, премьер-министр страны, Джастин Трюдо, пообещал, что службы пересмотрят все подобные дела. И даже выделил $ 100 миллионов на борьбу с насилием против женщин-аборигенов. Но сами индейцы считают, что вряд ли эта реформа поможет установить имена преступников.

По мнению многих экспертов, власти сделали все, чтобы изолировать индейцев от белого общества. А ведь Канада считается одной из самых развитых и демократичных стран мира, которая входит в большую семерку, и вместе со своими большими друзьями США несет демократию, свободу и справедливость в самые темные уголки планеты. Так Канада не раз обвиняла Россию в агрессии на Украине и всячески требовала ужесточения санкций против нашей страны. Например, в марте глава канадского МИД Стефан Дион заявил, что нужно усилить давление на Москву и показать ей, кто в мире главный.

Канада учит весь мир демократии и очень гордится этим. Во время апрельской встречи министра иностранных дел страны с коллегой из Мьянмы были подписаны документы о том, что Оттава выделит юго-восточному государству 50 миллионов долларов на строительство демократического общества. Об этом сообщили многие западные инфромагенства, ведь Канада такая замечательная и отзывчивая страна. Правда, в зарубежных СМИ практически не упоминают о том, что на родине хоккея притесняют коренное население. Издеваться над индейцами здесь дело привычное.

И подобное отношение к индейцам – это уже норма. Их считают пьяницами и наркоманами, которых опасно нанимать на работу. Но во время официальных речей политики говорят о всяческой поддержке коренного населения. Здесь даже есть целое министерство, которое должно оберегать индейцев и эскимосов. Курирует ведомство Кэролин Беннетт.

Правда, по мнению специалистов, это министерство ничего не делает для улучшения жизни своих подопечных, а их в Канаде миллион семьсот тысяч человек. Зато чиновники любят рассказывать по телевизору про этого парня.

Его зовут Джонатан Чичу, и он — первый представитель индейского племени Кри в канадской НХЛ. Два года назад спортсмен начал играть за белорусскую команду «Динамо-Минск». В Канаде считают, что Чичу это живое воплощение положительной работы министерства коренных народов, что парень ворвался в большой спорт благодаря госпрограммам. Правда, сам хоккеист не так оптимистичен в оценках толерантности своей родины.

Отношения между индейцами и остальными жителями в Канаде напряженные. Нынешний премьер хочет отнять у нас ряд прав. Когда-то они захватили нашу землю, а сейчас хотят забрать права, которые сами дали… Так что премьер из коренного населения – это мечта.

О проблемах канадских индейцев с новой силой заговорили совсем недавно. 11 апреля диктор сообщил зрителям новость, которая вызвала настоящий шок в Северной Америк.

«Печальная и душераздирающая ситуация произошла в индейской резервации Аттавапискат. Там 11 отчаявшихся, одиноких молодых людей попытались покончить с собой в эту субботу. Власти были вынуждены объявить в городе чрезвычайное положение.»

Только ведущий почему-то забыл упомянуть о том, что подобная трагедия в индейских резервациях Канады происходит не впервые. Живущие там мужчины, женщины и даже подростки, убивают себя с завидной регулярностью. Так, в течение последних 7 месяцев, попытку суицида предприняли более 100 человек. Одной из главный причин, которая толкает людей на крайние меры – это безысходность. Люди понимают, что не нужны своему же государству. Но правительство страны кленового листа, будто не замечает драму, которая разворачивается у него перед носом. Пугающую тенденцию объясняют банальной весенней депрессией. Но, что именно погрузило индейское население в это состояние, и довело до крайней черты – политики умалчивают.

Эксперты считают, что канадские чиновники так скупы в оценке случившегося, потому что не хотят привлекать к проблеме лишнего внимания. Ведь волна самоубийств среди коренного населения – это гарантированный правозащитный скандал. А он может поставить под сомнение репутацию Канады как демократичной страны.

Но, после того как о трагедии в Аттавапискате сообщили все мировые СМИ, госслужащим пришлось выйти к публике с заявлениями.


Вот так премьер-министр Джастин Трюдо и его коллеги прокомментировали случившееся:

Мысленно, мы сейчас с родственниками этих людей. Мы должны остановить цикл подобных самоубийств и вернуть этим детям веру в жизнь.

Но что именно лишило их той самой веры в счастливую канадскую жизнь? – опять непонятно. Политики, как партизаны, секрет не раскрыли. Ответ на этот вопрос, мир получил из репортажей тележурналистов. Они приехали в Аттавапискат, чтобы снять сюжеты о работе психологов с местными жителями.

Все разговоры о суицидальном кризисе в сообществе этих людей, неизменно сводятся к тому, что это все произошедшее шокирует. Но на самом деле, все случившееся здесь не удивительно. Потому что мысли о самоубийстве, страх и страдание в таком месте приходят каждому.

Не облегчила жизнь индейцев в Канаде и недавняя инициатива местных парламентариев.

Это Стивен Харпер, лидер консервативной партии страны.

Осенью минувшего года он и его единомышленники создали проект под названием «Сообщи о своем соседе». Это «горячая» линия, по которой белые граждане могут анонимно ябедничать полиции на «варварские обычаи» мусульманских мигрантов и индейцев.

Как индейцев Канады загоняли в резервации: пропаганда и реальность

Как индейцев Канады загоняли в резервации: пропаганда и реальность

Очень важная для вас статья:  Пришло приглашение от колледжа. Есть вопросы по визе. Канада

В 1700 году в Канаде жило примерно 150 тысяч человек. В 2006 году — 732 тысячи индейцев, из них почти половина моложе 25 лет. О расизме канадского правительства и всего общества в СССР говорилось немало. О нем — известный роман Фреда Ботсфорта.[111]

О том, как индейцев шеванезов загоняли в резервацию, — прекрасная детская книжка Станислава Суплатовича.[112] Читаешь — и жуть берет! Королевская конная полиция с карабинами идет против индейцев с луками и стрелами, силой загоняет их в резервацию, где индейцев ждет смерть от голода. Ужас! А какова сцена, где индейцы режут руки, капают на родную землю кровью — в знак того, что не уйдут с родной земли! Возвышенно-то как…

Вот только есть некоторые вопросики… А вернее — некоторые соображения.

Во-первых, шеванезы никогда не жили в Канаде. Племя шауни обитало и обитает на территории США.

Во-вторых, приведенные Суплатовичем «индейские» слова взяты из разных языков и меньше всего из языка шауни.

В-третьих, у Суплатовича упоминаются растения и животные, которые никогда не встречались даже близко от мест, которые он описывает. Упоминанием тех или иных чисто биологических и географических несуразностей легко можно заполнить буквально несколько книг.

В-четвертых, биография мамы Станислава Суплатовича хорошо известна: она никогда не принимала участия в революционном движении и никогда не бежала в Америку.

В-пятых, огнестрельное оружие индейцам Канады известно уже лет 200. В 1930-е годы они не первое поколение были вооружены карабинами.

В-шестых, в Канаде индейцы были гражданами с середины XIX века.

В-седьмых, в резервации в Канаде никого никогда не загоняли — просто потому, что в Канаде резервации создавались не для того, чтобы держать в них «расово чуждых». Резервации в Канаде служили, чтобы сохранить за индейцами часть их земель. Таких резерваций в Канаде порядка 60, из них больше сорока — очень маленькие. Есть резервации в 10, в 30 гектаров. Используют их исключительно как места летнего отдыха и развлечений типа рыбалки и как летние лагеря для детей: чтобы помнили о предках, знали хотя начатки языка.

На русский язык переведены книги сына спившегося английского фермера, Арчибальда Стэнсфелда Билэйни, женатого на индианке и принявшего имя Серая Сова (1880–1938)[113] (в истории околоиндейской литературы — сплошные самозванцы, что поделать…).

Арчибальд Билэйни называл себя индейцем, придумал себе индейскую биографию… И как-то он не подвергался дискриминации; по крайней мере, в резервацию его не депортировали. Он выступал в самой престижной аудитории, в числе прочего был принят при английском дворе. Более того, после смерти Серой Совы дотошные журналисты выяснили тайну его английского, а не индейского происхождения. Одно время это крайне отрицательно сказалось на его репутации: все хотели читать книги натурального индейца, а не сына запойного фермера.

Другие описания Канады, как раз 1930-х годов, есть у польского путешественника Аркадия Фидлера.[114] Он тоже не заметил никакой дискриминации индейцев, хотя жил и охотился с индейцами племени кри.

Версии о том, как и откуда появился Станислав Суплатович в Польше 1939 года, высказывают разные… включая то, что он — еврей по отцу, родом из города Радомышль. Получается, что мама с папой сбежали в СССР, были репрессированы, а в 1939 году мама с сыном смогли вернуться…

В любом случае его книга — великолепная по масштабам и по результатам идеологическая диверсия. Сразу всем детишкам всех стран соцлагеря становилось очевидно, какие страшные расисты засели в этой неприличной буржуазной Канаде! И вообще какая там, у «буржуев», кошмарная жизнь.

Проверить рассказы Суплатовича в СССР было совершенно невозможно: «Земля соленых скал» вышла первый раз в 1957 году, а ведь до конца 1980-х и в Польше, и тем более в СССР не было ни малейшей возможности получить доступ к американским и канадским книгам об индейцах и о природе Канады. Об этом даже просто и не думали. Тридцать лет кряду можно было безнаказанно врать практически все, что угодно.

Но вот что важно: у канадцев нет расистского отношения к индейцам. И не было никогда. И у канадских индейцев тоже нет «своего» расизма. Совсем нет. Наверное, они слишком заняты, чтобы заниматься ерундой.

Говорить же о расизме индейцев Латинской Америки просто смешно… Все латиноамериканские нации — это метисные нации. Там есть, конечно, группы местных коммунистов, которые смешивают «вечно живое учение» красной тряпки с жутковатыми лозунгами типа «белые придумали экологическую катастрофу».


Эти люди большого ума и культуры, с образованием классов в пять в среднем, пытаются «доказать», что раньше, до прихода злобных европейцев, у индейцев их племени уже давно был социализм. Это потом белые украли у индейцев их изобретение.

Кроме того, индейцы не рвали тело матери-земли, пачамамы, железными плугами, возделывали ее деревянными палками-копалками, и потому пачамама их любчла и давала им много еды. Еще белые придумали христианство, города, лекарства и автомобили. Надо перерезать белых, возделывать землю палками-копалками, восстановить храмы древних языческих богов, поставить прежние идолы — и все сразу станет замечательно.

В Боливии, где 55 % населения составляют индейцы кечуа и аймара, а 30 % — метисы, 29 января 2009 года ввели новую конституцию. В ней, где наряду с контролем государства над ключевыми секторами экономики, вводится обязательное изучение индейских языков, отменяется католицизм как государственная религия, а вместо него вводится государственное почитание пачамамы.

«Вот теперь мы можем распрощаться с колониальным прошлым. Настал конец неолиберализму, конец латифундиям. Мы будем править так, как захотел народ, а народ захотел изменить Боливию», — заявил президент Моралес.[115]

Но ведь даже это дикарское языческое мракобесие — никакой не расизм.

Почти первобытная Америка

Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника

Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как сегодня живут представители коренного населения североамериканского континента.

Первое знакомство с индейцами произошло неожиданно. В городке Анза в Южной Калифорнии я наткнулся на лоток с товарами из близлежащей резервации. Среди безделушек этнографического содержания лежали добротные майки с надписью: «Терроризм с 1492 года!» (год открытия Америки). Заинтригованный этим утверждением, я решил поехать в саму резервацию.

«Выживших расстреляют снова!»

У входа — казино и магазин сигарет. В индейских землях (в отличие от других регионов США, за исключением Лас-Вегаса) игровой бизнес разрешен, чем индейцы активно и пользуются. Другой стабильный доход — это продажа по бросовым ценам сигарет, выпускаемых в резервациях.

Припарковавшись на стоянке «для гостей племени», я прямиком отправился за сигаретами. Цены действительно приятно удивили. В Сан-Диего пачка стоит шесть долларов, а у индейцев всего лишь два пятьдесят. Правда, сигареты могут покупать только члены племени. Но эту проблему удалось быстро решить. Около магазина сидела благоухающая алкогольными парами индианка — за небольшую переплату она приобрела для меня несколько блоков.

Те немногие индейцы, которых мне довелось увидеть в казино и табачном магазине, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича.

Увы, продолжить знакомство с представителями коренного населения Америки в тот день не удалось. На въезде в резервацию возвышался внушительных размеров плакат: «Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!» Искушать судьбу не хотелось.

Переводчица духов

Вернувшись в Сан-Диего, я попытался «пойти другим путем»: завести контакты уже с городскими, американизированными индейцами и проникнуть в резервацию с их помощью.

Скоро я познакомился с красивой блондинкой Ребеккой Ховард. У нее лишь одна восьмая индейской крови, однако девушка категорически не согласна считать себя белой. Зов предков не давал ей покоя, и, несмотря на отчаяние мамы, она отказалась от христианства, став довольно известной среди индейцев «переводчицей языка духов».

«Индейцы по-прежнему не любят белых и именно поэтому не пускают их на свои территории. Лично я разделяю эти чувства. Да, сейчас нас уже не убивают как диких зверей, но для белых мы по-прежнему люди второго сорта! Так, например, операцию по уничтожению Бен Ладена американские военные назвали «Джеронимо». А между прочим, Джеронимо — это наш национальный герой, легендарный предводитель апачей, боровшийся с американскими войсками!» — почти кричит на меня Ребекка. Тон ее таков, словно в проблемах индейцев виновен и я лично. Однако девушка смягчилась: «Впрочем, вы же русский. Я читала интереснейшую книжку «Дерсу Узала» и поняла из нее, что русские были гораздо терпимее к своим аборигенам, чем наши белые. Не расстраивайтесь — наиболее крупные резервации доступны для посещения. Езжайте, например, в расположенную поблизости от Гранд Каньона крупнейшую в США резервацию «Нация Навахо». Рядом с ней живут другие индейцы — хопи, близкие по культуре к ацтекам. Так что за одну поездку вы получите почти полный срез жизни различных индейских племен». Совет дельный, грех было им не воспользоваться.

Не племя, a нация!

Площадь резервации, которую индейцы гордо называют «Нация Навахо» и очень обижаются, когда их считают племенем, больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.

Сегодня навахо около 250 тысяч — это самый многочисленный индейский народ Северной Америки. Навахо очень гордятся своей историей. До прихода белых их племена считались едва ли не самыми могущественными на континенте. Одним из видов вооружения этих индейцев был длинный нож, напоминающий меч. Сегодня его очень любят мексиканские бандиты. На латиноамериканском испанском он так и называется — «навахо».

Бойцовские качества навахо, хотя и с несколько неожиданной стороны, использовали американские военные во время Второй мировой войны. Язык навахо настолько необычен, что человеку, если он не принадлежал к этому племени, выучиться ему практически невозможно. Поэтому янки охотно брали навахо в армию радистами, а те просто общались на родном языке.

Мясо для космонавтов

Кроме знаменитых ножей «навахо», в резервации есть и другой фирменный продукт индейцев — мясо «джерки». Это английское слово — чуть видоизмененное название вяленого мяса на языке индейцев кечуа, но навахо настаивают на том, что тут именно их know-how. Этот индейский деликатес очень популярен среди белых американцев. Его даже отправляют на орбиту американским астронавтам: это выгодно, поскольку продукт очень калорийный и крайне мало весит. Сегодня большая часть «мяса по-индейски» производится на фабриках, а затем в герметичных упаковках поступает в супермаркеты по всей стране. Но индейцы считают такое джерки жалкой подделкой.

«Мы слишком быстро спиваемся!»

Увы, экзотикой мне удалось наслаждаться не слишком долго. Первый же встреченный мной относительно крупный поселок индейцев Туба-сити практически ничем не отличался от небольшого городка где-нибудь в американской глубинке: те же магазины, бензоколонки, рестораны и даже вездесущий «Макдоналдс».


Почувствовать особый навахский колорит удалось лишь в местном ресторане. Жаренное на углях мясо (очень напоминает шашлык) подают на специальной «тарелке» из свежевыпеченного хлеба по-навахски, похожего внешне на наш пончик. Такое удовольствие мне захотелось закрепить кружечкой пива, но официант с грустью ответил, что в землях навахо действует сухой закон: «Это правило соблюдается и в других резервациях. Нам, аборигенам, нельзя пить — мы слишком быстро спиваемся!»

Мирные люди

Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.

Хопи (дословный перевод — «мирные люди») близки по культуре и языку к ацтекам. Они очень гордятся своей древней земледельческой культурой. «Картошка, помидор и кукуруза. Не забывайте, что эти столь любимые в Америке продукты вам подарили именно хопи», — сообщает надпись в ресторане при местном культурном центре.

Кстати, кухня хопи заметно отличается от навахской и напоминает скорее ту, что распространена в деревнях индейцев майя в Гватемале: мясо здесь непопулярно, зато очень много овощей, острейших соусов и самых разнообразных блюд из кукурузы. Кукуруза для хопи — основной продукт питания. По древним поверьям, именно из этой зерновой культуры произошли первые люди.

Традиционные деревни хопи расположены на вершинах холмов — таким образом в старину «мирные люди» защищались от набегов навахо. Дома, как правило, двух- или трехэтажные и обязательно с плоской крышей. В качестве строительного материала используются неотесанные каменные глыбы.

Другая местная экзотика — диковинные деревянные фигурки в масках. Когда я спросил продавца, сколько стоит кукла, он обиделся: «Это не куклы, а духи, помогающие людям в разных делах. Мы называем их качина. Этот, например, спасает женщин от бесплодия».

В отличие от других североамериканских индейцев, хопи очень редко переходят в христианство. У них множество религиозных праздников, которые отмечаются по лунному календарю. Все обряды непременно сопровождаются раскуриванием трубки. Табак для хопи — важнейшая и совершенно необходимая в повседневной жизни вещь.

Некоторые религиозные обряды хопи описаны в знаменитом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», и, вероятно, поэтому их религия вызывает жгучее любопытство у части американцев, разочаровавшихся в современной цивилизации. Особенно пугает янки пророчество местных шаманов о скором конце мира, опубликованное в 1959 году: «На землю явится белый брат, не тот белый брат, что воюет, что злой и жадный, а тот, что вернет утраченный текст древних писаний и ознаменует своим возвращением начало конца».

Индейские резервации вряд ли покажутся привлекательными тем российским туристам, которые приехали в страну для того, чтобы приобщиться к благам цивилизации. Но эта часть США может быть очень интересна тем, кто хотел бы изучить Америку контрастов, увидеть страну, где новейшие достижения удивительным образом уживаются с почти первобытном миром. И, судя по всему, такие туристы в нашей стране есть. Так, в городке Туба-сити имеется банкомат, общающийся с клиентами только по-русски. Как объяснили местные, его заклинило после того, как тут сняла деньги большая группа туристов из России.

На квебекскую тему.

Я мало пишу на темы окружающей меня квебекской среды. Мало вижу тем, которые способны пробудить мой интерес к этой полусонной и благополучной провинции. Но сегодняшний заголовок в газете «Фигаро» привлёк-таки моё внимание. Он гласил:

Вожди индейской резервации Канаваке в Канаде решили изгнать «чужаков».

Кусочек индейской резервации Канаваке виден прямо из окна моей квартиры в Дорвале — я живу на третьем этаже и окна дома выходя в аккурат на реку Святого Лаврентия, за которой и лежит громадная территория этой резервации. Несколько раз я проезжал на мимо неё на машине. А когда я переехал из центра Монреаля в Дорваль, чтобы жить в пяти минутах ходьбы от работы (дело было ещё в 2001 году), то как-то раз, ещё не зная, что там резервация, я заехал туда на велосипеде, так как машины у меня в то время не было. Переехав через мост Мерсье, соединяющий Монреаль, а точнее Ласаль, с Канаваке, и свернув сразу под мост направо, я очутился в другом государстве. Смекнуть, что это была индейская резервация теперь было просто — на опорах моста красовались граффити недвусмысленно говорящие о том, куда я проник.

Что меня поразило — это крайняя неухоженность территории у домов. Ни следа подстригающихся каждый год газонов, да и вообще травы — только глина, песок, пыль. Везде, чуть ли не на каждом доме — реклама «sigs» — сигареты. Ни души рядом, хотя и выходной. На стадионе в отдалении детишки играли в американский футбол и ещё через два дома какие-то мутные личности сидели во дворе за грубо сколоченным столом перед не менее мутной выпивкой. Приближаться к ним я тогда не стал, предпочёл ретироваться и быстренько забраться снова на мост Мерсье, чтобы уехать домой в цивилизацию.

Потом я, конечно, узнал, что это за резервация. Да ещё моя квебекская подружка Мадлен (Мадо), с которой я провёл в общей сложности три с лишним года, рассказывала мне, что частенько индейцы ради забавы стреляли из ружей через реку Сен-Лоран по территории Лашин и Ласаль (соседние с Дорвалем районы). Очень похоже на правду, тем более что что-то стреляющее я и сам не раз слышал оттуда тихими летними вечерами.

Ну а теперь, собственно, сама статья специального корреспондента «Фигаро» Людовика Хирцмана (Ludovic Hirtzmann) в некотором сокращении

Могавки не хотят больше белых на своей территории

Надпись гласит: «Территория могавков. Сюртэ Кебек (полиция провинции Квебек) и «Канадская Королевская конная полиция» (федеральная полиция) входят сюда на свой страх и риск».

Могавк с брюшком, с головой старой птицы. Он — владелец первой на въезде в резервацию Канаваке лавки со всевозможными курениями, на которой красуется надпись: « Native Indian Cigarettes — Discount » ( Индейские сигареты со скидкой). Выскакивает из лавки, как чёрт из табакерки, с лицом, перекошенным ненавистью: «Никаких фотографий, на вопросы не отвечаю. Не записывать имён, иначе дорога может стать опасной». С этими словами показывает в сторону двух бульдогов. В резервации Канаваке, последнем прибежище могавков, некогда союзников англичан, открыта охота на белых людей.

Из 8000 обитателей резервации примерно 300 — не могавки. Под напором анонимных писем и телефонных звонков некоторых из своих соотечественников, индейские вожди решили изгнать из резервации первую партию некоренных жителей, хотя и женатых на женщинах — могавках [1] . « Мы выделили первую группу из 26 человек и даём им десять днй на то, чтобы убирались. Они — не могавки. Они не имеют права жить здесь. мы всего лишь следуем закону », говорит бывший вождь Джо Деларонд (Joe Delaronde), являющийся рупором совета племени, который заправляет жизнью общины.

Расовый закон 1981 года

Очень важная для вас статья:  Если с туристической визой пожениться и въехать в Канаду

В 1973 году индейцы уже выгнали тысячу бледнолицых из Канаваке. В соответствии с расовым законом от 1981 года, только могавки имеют право проживать в резервации. Те , кто женится на «чужих» нарушают традицию. « If you marry out, get out » (« Если женишься вне общины — уходи из неё ») — так гласит ова могавская поговорка. « Все думают, что наше поселение ничем не отличается от других, но мы не канадцы. Мы — могавки. У нас есть история, земля, культура. Мы окружены американцами, канадцами, квебекуа. Мы охраняем нашу культуру, наше право на существование », объясняет Джо Деларонд.

Решение выслать белых вызвало гнев квебекуа. Федеральный министр индейских дел Чак Страл (Chuck Strahl), выразил недовольство. Внутри самой резервации мнения разделились. Уильям, 29 лет, повар ресторана — продуктового магазина «Дастин» говорит : « Почему только 26 человек, а не все разом? Это несправедливо. Рабочие, которые подкрепляются перед работой завтраком, смотрят прямо перед собой, на стакан с кофе. Иногда бросают в нашу сторону взгляд изподлобья. Переговариваются вполголоса. Рабочий, назвавшийся Питом, весельчак громадного роста, заявляет ни к селу ни к городу : « Утка не станет жить в доме курицы. » Он облачён в жёлтую спецовку и бушлат. Он — ironworker (работник по металокострукциям на строительстве небоскрёба — примечание редактора) в Нью-Йорке. Тридцать лет перемещается между своим домом в Каванаке и квартирой в Бруклине. Пит показывает фотографию в сепии, прикреплённую к стене ресторана. Лето 1990 года. Могавки возвели баррикады и блокировали мост Мерсье, соединяющий Южный берег с Монреалем. Квебекуа в ужасе обратились за защитой к армии. Конфликт длился два месяца. Это событие оставило осадок горечи у населения провинции, сильную неприязнь к тем, кого они считают «расхитителями налогов». Индейцы в Канаде не платят налогов и пользуются большими субсидиями федерального правительства.

Если судить по выступлениям канадских СМИ, эта резервация торговцев табаком и спиртным и держателей казино в Интернете становится поселение этнических чисток. У Канаваке — два лица. Одно обращено к Монреалю, через реку Святого Лаврентия. Другое — в сторону США, граница с которыми всего в 50 километрах.

С одной стороны — зависть и ненависть. Торговля сигаретами идёт под носом у провинциального правительства. « Мы этим занимаемся очень давно и торговлей сигаретами живут примерно 2000 человек из 8000 », заявляет Стив Бонспиль (Steve Bonspiel) редактор индейского журнала The Eastern Door.

С другой стороны — гордость народа, считающего себя жертвой канадского патернализма, работой в Соединённых Штатах. Джо Деларонд подчёркивает : « Когда я был маленьким, наши отцы поголовно работали как ironworkers в Нью-Йорке. У нас ничего нет общего с канадцами. »


Питу тоже не нравится сосуществование с бледнолицыми : « Если ты время от времени живёшь с лошадьми, это не значит, что сам должен стать лошадью. » Белые ведут себя тише травы. Становятся отверженными. Один из них согласился говорить только анонимно. Он женат на могавке и живёт в резервации восемь лет. « Я сильно встревожен. Принимаю большое участие в общественной жизни резервации, поэтому надеюсь, что ко мне проявят снисходительность. С другой стороны, я их понимаю. Это народ, которого лишили всего. » Простые жители резервации несогласны с вождями из племенного совета. « Они сеют рознь в общине, исторически мы всегда принимали и защищали неиндейцев. Люди живут в страхе. Дело может очень плохо обернуться, если начнётся насилие» — сетует журналист Стив Бонспиль. И добавляет: « Мы — суверенная нация. Мы были здесь ещё до образования Канады. »

Интересно было также почитать комментарии к этой статье на сайте «Фигаро» .

Вот один из них, автор Жан-Жак Подрез:

. нет, они в Канаде, и все остальные канадцы платят своими налогами и таксами за те субсидии, что канадское правительство выделяет банде этих индейских мафиози. Они промышляют незаконной торговлей наркотиками, табаком, алкоголем и оружием. Настоящая преступная группировка.

[1] Исторически только «индейки» смешивались с белыми мужчинами. Практически не было случаев, чтобы индеец жил с белой женщиной. Но и мужчины эти были почти исключительно все французами — англичане тоже брезговали смешением кровей. А французы, знаю ещё по Манитобе, дали начало целому народу метисов. Даже само это слово ( métis) — слово французское.

Индейцы вчера и сегодня

В мире, наверное, есть только три государства, где титульные нации являются не большинством, а экзотическими меньшинствами — аборигены Австралии и индейцы США и Канады. Они составляют менее процента от общего населения своих стран.

В Штатах и Канаде проживают около полутора миллионов индейцев, на порядок меньше “пришлых” черных, латинос и азиатов, не говоря уже о белых. И если китайцами, индусами, нигерийцами и даже монголами в Америке никого не удивишь, встречи с коренными жителями не так уж часты. “Настоящие” индейцы живут обособленно от остальных в резервациях, городские внешне похожи на вездесущих мексиканцев и их легко перепутать.

Pow wow — на ритуальном празднике апачей.

За свою бытность в Америке мне довелось побывать в резервациях навахо (Аризона), апачей (Нью-Мексико), чероки (Северная Каролина) и гуронов (Канада). Но все это были туристические наскоки. Еще несколько раз был на pow wow — ритуальных индейских празднествах с оттенком современного коммерческого шоу. В повседневной жизни я общался всего лишь с двумя индейцами, и то женского пола. Одна из них — Тэми — была моей соседкой по лестничной площадке. Тэми — недалекая, простоватая женщина родилась и выросла в резервации Пуэблос (Нью-Мексико), вышла замуж за белого и уехала с ним в город. Со второй — Сэнди — я несколько лет работал вместе. Если б не “чистосердечное” признание, я бы никогда не подумал, что Сэнди индианка, ее бабушка из племени Bigfoot. Изящная блондинка с серыми глазами, большая умница. У Сэнди индейских кровей всего на четверть, но по закону достаточно, чтобы считаться native American.

Когда выходец из Европы говорит об американцах, под ними подразумеваются конечно же не индейцы. Хотя самые настоящие американцы как раз они. И много ли мы знаем о коренных жителях Америки? Разве что по романам Фенимора Купера, Карла Мэя, прочитанными в давнем отрочестве, и фильмам-вестернам? Те и другие либо идеализируют индейцев, либо рисуют только в черных красках.

За “правдой-маткой” я решил податься в какую-нибудь из резерваций своего штата, но оказалось, что в Кентукки таковых нет, а до ближайших в Огайо и Северной Каролине киселя хлебать миль триста. В историческом обществе Кентукки, куда я обратился за помощью, сказали, что последние индейцы-шони из нашего штата переселились в Оклахому еще в позапрошлом веке. Есть индейцы в городах Кентукки, но в отличие от мегаполисов типа Чикаго или Лос-Анджелеса, не имеют собственных объединений и практически растворены в остальной массе населения.

Резервация индейцев чероки в Дымных горах.
Северная Каролина

Не советовали мне ехать и в соседние штаты. В отличие от Дикого Запада, местные резервации “потемкинские”, на потребу туристов и по ним нельзя судить о настоящей жизни индейцев в США в целом. К тому же аборигены склонны к однобокой трактовке истории с густым наслоением легенд и домыслов. Увы, самые достоверные источники об индейцах находятся не в резервациях, а в академических трудах и правительственных статистических сборниках. Пришлось воспользоваться этим советом плюс самостоятельно погулять по всезнайке-интернету.

Итак, независимо от того, общаемся мы или нет с коренными жителями Америки, о том, что они все-таки есть или были, говорят сотни бытовых и географических имен. На поверхности памяти томагавки, мокасины, вигвамы, мустанги, каноэ, гуроны, апачи, могикане, команчи, ирокезы, делавэры. Каждое третье-четвертое название на североамериканском континенте индейского происхождения: реки, озера, горы, большинство штатов — Оклахома, Массачусетс, Огайо, Мичиган, Канзас, Айдахо, Кентукки. — и даже целая страна Канада.

Краснокожими индейцев назвали пионеры освоения Северной Америки — аборигены раскрашивали себе лица и тела киноварью. На самом деле, кожа у них смуглая с оливковым оттенком, невысокий рост, широкие лица с редкой растительностью у мужчин, прямые черные волосы и темные глаза. Словом, типичный портрет северного азиата за исключением раскосости, и это сходство неслучайно. На сегодня почти аксиомой считается гипотеза о заселении обеих Америк выходцами с территории современной Сибири через существовавший между Чукоткой и Аляской перешеек. Произошло великое переселение примерно тридцать тысяч лет назад.

По сравнению с этой цифрой 500-летнее пребывание белых на континенте выглядит мгновением, но за этот миг в жизни коренных жителей Америки произошло гораздо больше изменений, чем за всю предыдущую их историю. Первые контакты пионеров освоения Америки с индейцами были довольно мирными. Индейские племена постоянно враждовали с друг с другом по-серьезному и по пустякам — например, вожди как-то не поделили лапу убитого медведя — но вместе с тем у них был развит обычай гостеприимства. И пока у белых был “статус” гостей, отношения строились вполне дружелюбно и на взаимовыгодной основе. Этой идиллии способствовала политика мирного сосуществования, проводимая колониальными властями. Она исходила из задач того времени.

Основной целью пионеров была торговля. Белые скупали у индейцев меха и вывозили их в Европу, тем самым стимулируя охотничий промысел, индейцы приобретали неведомые им до того ружья, фабричные ткани, изделия из металла. До прихода белых индейцы охотились с луками, томагавки были каменными, а ножи из кости. Отсутствие серьезных конфликтов объяснялось и небольшим числом первых поселенцев. Они не вторгались на жизненно важные для племен территории и охотничьи угодья. Был даже специальный закон, по которому колонисты не имели права двигаться дальше реки Огайо.

Собственно, уклад жизни индейцев был близким к первобытно-общинному. По оценкам ученых пять веков назад численность индейского населения на североамериканском континенте была близка к современной цифре. Полтора миллиона на гигантскую территорию в составе современных США и Канады, включая Аляску и Гренландию, конечно, мизерная цифра, тем не менее с разной степенью плотности, индейцы обитали практически всюду. Каких-то навечно закрепленных участков земли за племенами не существовало и они мигрировали на довольно большие расстояния. Например, следы пребывания индейцев сенека и шони находят от Великих озер на севере до штатов Кентукки и Теннеси на юге.

Антропологи считают, что ко времени прибытия белых на североамериканском континенте обитали около 300 племен. На севере европейцы встречали закутанных в меха и шкуры эскимосов, на юге — мохави, вся одежда которых состояла из перьев на голове и амулетов. Каждая группа племен имела собственный язык. На сегодня насчитывается около 55-ти индейских лингвистических групп, примерно треть от первоначальных.

С точки зрения колонистов образ жизни индейцев был примитивен. Кочевой уклад, главное занятие — охота с немудреным земледелием. Все, что нужно индейцу, ему давала природа: пищу, одежду, кров, лекарства. Поэтому он обожествлял ее и относился к ней рачительно. Для индейца весь окружающий мир был одушевленным: звери, рыба, птицы, горы, светила. На вершине религиозной иерархии стоял Великий Дух Wakatanka. Отсутствие письменности возмещалось богатым устным фольклором.

Индейские поселения, в большинстве, были сезонными. Летом — в долинах, на берегах озер или рек, где можно было вырастить маис, картофель, помидоры, табак; зимой — в лесах или горах: поближе к зверю. Поэтому индейцы не строили капитальных жилищ, довольствуясь переносными вигвамами и типи. Кстати, основной тягловой силой была прекрасная половина племен, во время переходов тащившая на себе детей, вигвамы, утварь, пожитки и нехитрые запасы съестного. Поэтому переходы были медленными с многодневными остановками. Если случалось завалить бизона, пока его не съедали, племя не двигалось с места. Собственно, людям, жившим категориями вечности, спешить было некуда.

Общественный строй индейцев можно определить, как примитивный коммунизм с зачатками личной собственности. Земля была ничейной, охотничья добыча и урожай личными, но в случае необходимости, все отдавалось в общий котел. Племя состояло из нескольких кланов с разной степенью автономии. Должность вождя была избираемой. Как правило, в каждом племени было по два вождя: на мирное и военное время. Если вождь погибал или умирал, на период до следующих выборов его должность наследовала жена. Семьи моногамные, но братья умершего были обязаны жениться на их вдовах. В целом, отношение к женщинам было уважительным и они на равных с мужчинами заседали в советах племен.

По фильмам-вестернам мы знаем индейцев, как лихих наездников. На самом деле, до испанцев они не знали о существовании лошади. Поначалу коня и всадника воспринимали, как одно целое — огромным чудовищем — но потом индейцы оказались способными учениками, и лошадь быстро вошла в индейскую жизнь, совершив техническую революцию в укладе, наряду с железом и ружьем. Индейцы научились приручать одичавших бесхозных лошадей — мустангов — и даже вывели новую породу, отличавшуюся спринтерскими качествами. По сей день “четвертьмильные” лошади пользуются большим рыночным спросом.

Часть племен стала делать жизнь с белых. Принимала их религию, язык, достижения европейской технологии. Копирование нередко принимало анекдотические формы. Например, индейцы становились хозяевами черных рабов. Правда, рабовладение у них так и не прижилось. Рабы быстро становились равноправными членами кланов. То же самое случалось и с пленными белыми, которые желали оставаться среди индейцев. Но тесное общение с другой цивилизацией имело для коренных жителей и трагическую сторону. Организм индейцев не имел иммунитета перед завезенными из Европы туберкулезом, холерой и оспой. За три столетия эти болезни унесли от 8 до 10 миллионов жизней аборигенов. По тем же иммунным причинам индейцы не могли противостоять алкоголю и быстро спивались. Однако, одна физиологическая особенность впоследствии оказалась полезной и востребованной. Индейцы не знают страха высоты и поэтому их охотно берут на работы, связанные со строительством и эксплуатацией высотных сооружений.

Конец идиллических отношений между краснокожими и бледнолицыми пришелся на последние годы британского колониального господства и первые годы нового государства США. Против индейцев работал ряд факторов. Резкий прирост поселенцев, переход от торговли к промышленному и сельскохозяйственному освоению земель, борьба англичан, французов и испанцев между собой за новые территории, в которые они впутывали политически неискушенных вождей племен. Индейцев начали теснить обманом, липовыми покупками и договорами, ружьем и алкоголем. И когда до аборигенов дошли истинные намерения белых, они вырыли топор войны. Серия войн продолжалась два с лишним века.

По отношению к индейцам молодое американское государство оказалось, пожалуй, еще более жестоким, чем даже к привезенным из Африки рабам. Вообще, если отвлечься от официозной сусальной истории Соединенных Штатов, это государство рождалось, расширялось и крепло в череде бесконечных войн, как с внешними, так и с “внутренними” врагами. И в борьбе с ними все средства были хороши. Не буду вешать всех собак только на Штаты, история других государств не краше. Формула Маркса “насилие — повивальная бабка истории”, увы, справедлива, особенно для того времени, когда жестокость была нормой отношений не только государств, но и на бытовом уровне.


В середине XIX-го столетия под давлением набирающего силу капитализма США расширяют экспансию на запад и юг. Индейцев силой оружия теснят все дальше вглубь континента. Решением правительства в 1834 году создается прообраз будущих индейских резерваций в самых худших по климатическим условиям районах страны, т. н. страна Черокия. По горькой иронии судьбы красных аборигенов с долин и лесов благодатного Востока загнали в выжженные пустыни красной Оклахомы. Оклахома переводится как “красная земля” и по сей день является “самым индейским штатом” США. В боевых стычках на одного убитого колониста приходились десятки индейцев. Индейцы были храбрыми воинами, но сильны лишь в охотничьей тактике — из засады. В прямых столкновениях с хорошо вооруженными белыми они, безусловно, проигрывали. Колонисты не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Тех, кого не удавалось уничтожить прямой силой, истребляли подлостью и коварством. Пришельцы знали одну истину: “хороший индеец — это мертвый индеец”, жизнь которого не стоила и цента.

Индейцы тоже не отличались сентиментальностью, но это было частью их культуры. Пленных часто казнили с особой жестокостью. Но согласно индейским представлениям, чем труднее смерть противника, тем больше оказанная ему честь. Легкая смерть от руки врагов свидетельствовала об их презрении к пленному. Знаменитые индейские скальпирования приобрели большую жестокость под влиянием белых. Изначально индеец снимал с убитого врага только небольшой кусочек кожи с головы, как свидетельство его победы. Противоборствующие европейцы требовали от своих индейских союзников более “полноценных” доказательств и с поверженных противников стали снимать скальпы целиком, нередко прямо с живых. Впрочем, этим “баловались” не только индейцы, но и бледнолицые. Однако о фактических заслугах индейского воина по-настоящему можно было судить не по скальпам, а числу орлиных перьев на головном уборе.

В 1862 году великий эмансипатор Линкольн подписывает закон о заселении Запада, фактически объявляя тотальную войну индейцам. Каждому белому, желающему поселиться на новых землях, было обещано по 160 акров, на которых находились загнанные индейцы. В 1871 году Конгресс США ратифицирует закон об индейских резервациях — земля там должна быть общественной собственностью и не подлежать купле-продаже в частные руки. Но — недолго музыка играла. На принадлежащих индейцам землях находят уголь, серебро, золото, нефть и тут же новым законом землю делают частной, а затем скупают ее у индейцев. За последующие сорок лет индейцы лишились 63% и без того урезанных земель. Передел собственности влечет новые военные конфликты, в 1890 году состоялось последнее большое сражение между индейцами и белыми. Краснокожие потерпели поражение и на этом противостояние двух цивилизаций закончилось. Гордые индейцы смирились с судьбой и ушли в резервации.

И наконец, последний важный для индейцев закон 1924 года. При военном (!) министерстве США создается управление по делам индейцев. По нему аборигенов еще дальше загоняют в пустыни Запада, но резервациям предоставляют широкую автономию, а коренным жителям даруют. гражданство США. До этой даты индейцы были по сути иностранцами на своей земле.

Очень важная для вас статья:  Какие документы нужны для self-employed immigration Канада

. В первые годы жизни в США я недоумевал. И что это белые цацкаются с черными и индейцами, прямо на грани заискивания? Буквально все бери с блюдечка: преимущества при приеме на работу, поступлении в университет, сотни всяких программ и субсидий, которые белым и не снились. Словом, дискриминация наоборот. Сейчас я смотрю по-другому.. Я конечно, не за передел национального пирога в пользу черных американцев и индейцев — нет таких весов, чтобы определить размер компенсации. Но дать фору потомкам негров и индейцев за унижения апартеида, бесплатный труд нескольких поколений рабов, за отнятую страну и геноцид миллионов аборигенов, считаю морально оправданным. Это лучшее из доказательств нравственного совершенствования американского общества, родившегося в крови и насилии над слабыми.

Воин племени гуронов с автором статьи. Канада.

Сегодня индейцы США живут в 199 резервациях, примерно треть от общей численности индейского населения. Это своего рода государства в государстве. И хотя индейцы считаются американскими гражданами, но пользуются многими вольностями. Их не призывают в армию, даже в случае всеобщей мобилизации (добровольно, пожалуйста) и в ряде случаев, словно иностранные дипломаты, пользуются правом экстерриториальности. В резервациях свои суды, полиция, самоуправление. Жить в резервациях никого не заставляют, но экономически и социально там индейцу безопасней. Масса правительственных льгот попадает конкретным людям через общие программы. Если человек живет в резервации, он автоматически считается индейцем; если на “вольных хлебах”, ему надо доказывать чиновникам свою национальную принадлежность — в американских ID, как известно, нет “пятой графы”. И часто это не такой уж легкий процесс.

Современная оценка роли резерваций неоднозначна. Одни в них видят искусственную консервацию индейской отсталости и государственной дискриминации коренного населения. Действительно, типичные для дальнего Запада резервации выглядят отнюдь неблестяще. Вспомните недавний фильм Dreamkeeper — развалюхи посреди выжженной пустыни, автомобили-рыдваны, кучи мусора во дворах, пьянство, безработица, преступность. И это близко к истине. Средняя продолжительность жизни здесь сорок лет, туберкулез в восемь раз чаще, чем по стране, диабет, алкоголизм, уровень безработицы 40-50%, низкий уровень грамотности.

Но есть и другой полюс. В той же Аризоне я был в казино, принадлежащему резервации. Вокруг игорного заведения создана соответствующая инфраструктура: отель, рестораны, развлечения. Отсюда почти полная занятость, высокие прибыли, добротные дома и высокие стандарты жизни. Право создавать казино на своих территориях индейцы получили в 90-х годах прошлого века и инициативные племенные советы не замедлили воспользоваться этой поистинне золотой возможностью. Индейские казино стали расти, как грибы, и вместе с ними благосостояние резерваций. Главная изюминка в том, что резервации налогов государству не платят и весь доход идет на пользу общин. Буквально на днях резервация семинолов во Флориде “бросила перчатку” самому Лас-Вегасу, начав строительство игрового комплекса стоимостью в миллиард (!) баксов. Общий доход индейских казино в минувшем году составил 14.5 млрд. долларов. Некоторые резервации идут дальше и полученные от казино средства вкладывают в нетрадиционные для индейцев индустриальные и сельскохозяйственные бизнесы. Значительные дивиденды резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, туристический и зрелищный бизнес. Безусловным плюсом резерваций надо считать, что они являются центрами сохранения индейской культуры, языков и прикладного искусства.

В целом сложившаяся ситуация позволяет оптимистически смотреть на индейское будущее и можно надеяться, что участь современных чингачгуков будет намного счастливей, чем у их предков.

Индейцы Канады: демография, язык, религия. Аборигенные народы Канады

В XV веке Христофор Колумб открыл Америку, но поначалу он предполагал, что попал в Индию. Именно по этой причине коренных жителей тех земель начали именовать «индейцами». Переселенцы из Европы привезли на американский материк не только невиданные товары, продукты и прогресс, но и страшные болезни (оспу, корь, грипп), к которым у индейцев не было иммунитета. Большая часть коренных жителей погибла в борьбе за выживание, а другие были изгнаны с мест своего обитания в резервации, в которых проживают и по сей день. Благодаря тому, что индейцы до сих пор живут своими общинами, они смогли частично сохранить древние обычаи и традиции, родной язык и устоявшийся уклад.

Немного об истории индейских племен

Индейцы в Канаде проживали с древних времен. Каждое племя разговаривало на своем языке и имело свою культуру. В целом на территории Америки насчитывалось около 2200 разных народов, а на сегодняшний день их осталось чуть больше 1000. Многие индейские племена враждовали друг с другом и вели постоянные междоусобные войны. Главными занятиями коренных народов Канады были: охота на бизонов, рыбалка, земледелие. После того как европейцы привезли индейцам оружие и лошадей, охотиться на зверей им стало гораздо легче.

Геноцид индейцев

Многие ученые считают, что европейцы стремились специально истребить коренных жителей Канады. Но другие с ними не соглашаются. Неоспоримым фактом является то, что после открытия Америки Колумбом, численность индейских племен (по некоторым источникам) сократилась в десятки раз. Но коренные жители Канады погибали также из-за болезней, которые завезли из Старого Света. Нельзя забывать о постоянных междоусобных войнах, которые практически не прекращались между отдельными племенами. Вопрос о геноциде индейских народов до сих пор открыт, но он является очень спорным.

Жизнь индейцев в Канаде сегодня

Перепись населения, проведенная в 2006 году, показывает, что в Канаде проживает чуть более 700 тыс. индейцев. Все они обитают в резервациях, где созданы все необходимые условия для жизни. Хотя индейцы все равно ограничены в правах: им нельзя продавать свои дома, переезжать на новое место жительство, им запрещено заниматься бизнесом. Они не имеют возможности получить достойное образование и найти престижную работу. В связи с этим многие индейцы до сих пор занимаются привычными с древних времен занятиями: охотой, рыбалкой, земледелием. Многие получают пособия от правительства Канады, но от безысходности начинают увлекаться алкоголем и наркотиками.

Нужно отметить, что за последние 25 лет значительно уменьшилась младенческая смертность, поэтому численность населения индейцев в Канаде заметно увеличилась.

Самые известные индейские племена Канады

В каждом районе Канады проживали разные племена. Они отличались языками, традициями, родом занятий. Гуроны, ирокезы, алгонкины, нутка, могавки и многие другие племена, обитающие с древних времен в Канаде, входят в общую группу – «индейцы». У озер в Канаде находились многочисленные поселения, жители которых занимались земледелием, охотой, торговлей и рыбалкой. Другие проживали в восточных лесах, а также на севере страны. Кочевые племена переходили с места на место, а оседлые строили большие поселки, возводили деревянные дома.

Ирокезы – племена индейцев, у которых было неплохо развито земледелие. Выращивали они кукурузу, бобовые и многое другое. Они очень враждебно относились к другим народам, часто вели войны с алгонкинами, гуронами, могиканами. В XVI веке была создана Лига ирокезов – союз родственных племен. В XVII веке их численность была всего около 25 000 человек, что очень мало по сравнению с другими крупными языковыми группами. Из-за непрерывных войн и болезней, привезенных европейцами, их число постоянно сокращалось.

На севере Канады проживали предки эскимосов, пришедшие туда с Чукотки. Они занимались преимущественно охотой на моржей и оленей. Потомки этих племен называют себя «инуиты». Они проживают на автономных территориях и получают дотации от правительства Канады.

Алгонкины проживали в восточных лесах. Это крупное племя индейцев, которое принадлежит к алгонкинской языковой группе. По исследованиям ученых, до прихода европейцев численность их составляла около 6 000 человек. Алгонкины постоянно враждовали с ирокезами. На сегодняшний день потомки этого племени проживают в десяти резервациях в Канаде. Численность их – 11 000 человек.

Гуроны представляли собой союз из пяти племен. Проживали они на обширной территории в районе Великих Озер. Кстати, словом «гурон» называют и индейца, и озеро в Канаде. Эти племена вели оседлый образ жизни и строили довольно большие и укрепленные поселки. Занимались они преимущественно рыбалкой и земледелием, верили в существование духов и исповедовали шаманизм. Язык индейцев гуронов в наше время утерян, однако потомки этих народов живут в Канаде и сегодня.

Древние обычаи, языки и традиции


Некоторые древние языки индейцев сохранились по сей день. В целом ученые выделяют около 200 языковых семей. Многие племена полностью вымерли, а их языки утрачены навсегда.

Индейцы Канады, живущие в резервациях, по сей день отмечают древние праздники. В начале августа, к примеру, проводится «Пау-Вау» — яркий, красочный фестиваль, на который съезжаются индейцы со всей Северной Америки. Туристы и местные жители Канады во время фестиваля могут насладиться зажигательными танцами и своими глазами увидеть разноцветные национальные костюмы коренных жителей этих земель. Во время «Пау-Вау» также проходит ярмарка, где все желающие могут приобрести сувениры и товары, сделанные руками индейцев.

Праздник имеет сакральное происхождение, начинается он с молитвы. Во время открытия можно увидеть легендарную игру на барабанах, круговые танцы и индейские песни, которые очень сложно понять европейцам, ведь поются они не в ритм.

Национальная кухня индейцев

Индейская кухня очень многообразна. У разных языковых групп имеются свои вкусовые пристрастия и любимые блюда. Но с древнейших времен у американских индейцев в рационе неизменно присутствует мясо индейки, кукуруза, картофель, бобовые и тыква. Острые блюда не пользуются популярностью. В качестве приправ индейцы используют дикий имбирь, можжевельник. Коренные народы Канады всегда употребляли в пищу мясо, а жизнь без него считали неполноценной. Однако к убитым животным индейцы относились очень трепетно. Известно, к примеру, что перед охотой они непременно молились и заранее просили прощения за убийство.

Весной индейские племена занимались сбором кленового сока, из которого делали сироп. Попробовать его можно и сейчас на ярмарке во время «Пау-Вау». Кроме этого, на фестивале можно поесть жареный хлеб – ритуальное блюдо индейцев.

Религия

Большая часть американских индейцев исповедовала шаманизм. Они верили в силу духов, в сверхъестественные способности животных. Индейцы имели особые представления о загробной жизни: они считали, что человек после смерти продолжает жить так же, как и на земле. У коренных народов Канады не было храмов или особых мест для молитвы. На сегодняшний день культура и особенности верований многих племен навсегда утрачены, но в резервациях можно найти индейцев, которые чтут память предков и древние традиции своего народа.

Резервации

Канада – высокоразвитая страна, главным принципом в которой является равноправие всех граждан.

Она находится на севере Северной Америки. Канада занимает второе место в мире (на первом — Россия) по величине занимаемой территории. На территории этой страны индейские племена проживали с древних времен, но после прихода европейцев, они были вынуждены покинуть обжитые места. В XIX веке правительство Канады приняло решение переселить всех индейцев в резервации.

Там они проживают и по сей день. Их поселения поразительно отличаются друг от друга. В каких-то люди в буквальном смысле слова борются за свое существование, имеют проблемы с чистой водой, отоплением и газом. В других резервациях можно увидеть современные дома, учреждения и больницы.

Заключение

Когда читаешь приключенческие книги о жестоких нравах и традициях индейцев (к примеру, о снятии скальпа с врага), то становится жутко. Кажется, что это все выдумки. Однако подобные племена существовали в реальности. Многие из них были настроены очень воинственно и постоянно истребляли своих соседей, чтобы завладеть новыми территориями. Другие племена жили совершенно спокойно, занимались земледелием, разводили скот, охотились. Но с приходом в Америку европейцев жизнь индейцев резко изменилась, и им пришлось бороться за свои права, за будущее на родных территориях.

Из-за волны самоубийств в индейском поселке в Канаде объявлено ЧП

Власти индейской резервации на севере канадской провинции Онтарио объявили чрезвычайное положение после того, как за одни сутки 11 человек попытались покончить жизнь самоубийством.

Изображение: Google maps

В марте в общине Аттавапискат, населенной индейцами кри, было 28 попыток самоубийства. С прошлого сентября таких попыток было более 100. Как минимум одному человеку удалось покончить с собой.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо назвал ситуацию в общине душераздирающей.

Аборигенное население Канады достигает 1,4 миллиона человек. Многие из них живут в глубокой бедности. Их продолжительность жизни также ниже средней для Канады.

Брус Шишиш, вождь индейцев кри общины Аттавапискат, сказал, что объявил чрезвычайное положение после того, как в субботу 11 человек попытались покончить с собой.

«Национальная катастрофа»

Всего в поселке Аттавапискат живут чуть более полутора тысяч человек.

Поселение географически изолировано. Оно находится на севере провинции Онтарио, на западном побережье залива Джеймс Гудзонова залива.

В общине высокий уровень безработицы и алкоголизма. Жители также жалуются на нехватку жилья и высокие цены на продовольствие.

Представитель министерства здравоохранения Канады заявил, что в поселок направлены двое психологов, специализирующихся на работе с аборигенным населением.

Чарли Ангус, местный депутат федерального парламента, называет ситуацию в поселке Аттавапискат и других аборигенных поселениях на севере национальной катастрофой.


По его словам, эти общины оказались в кризисной ситуации, на которую правительство до сих пор никак не реагировало.

«Если бы это произошло в другом месте, то была бы немедленная реакция. Я уже не помню, сколько раз в районе залива Джеймс объявлялись подобные чрезвычайные положения», — говорит он.

Со своей стороны, премьер-министр Трюдо заявил, что правительство и дальше будут делать все возможное для того, чтобы улучшить условия жизни в поселениях аборигенов.

В марте власти другой индейской резервации в провинции Манитоба обратились за помощью к федеральному правительству после того, как за два месяца шестеро жителей резервации покончили с собой, а еще 140 совершили попытку суицида за период в две недели.

Саскачеван (Saskatchewan)

Саскачеван (Saskatchewan) —Девятаяпо счету провинция вошедшая в состав конфедерации Канады в 1905 году. Провинция расположена на юге центральной части Канады, между Альбертой с запада, Монитобой с востока, Северо-Западными территориями с севера и границей США с юга. Саскачеван занимает около 6,5% от всей территории Канады, на которой проживает более миллиона человек.

Столица и административный город Саскачеван является город Реджайна(Regina) с населением более 19, 000 человек. Крупнейшим городом провинции является Саскатуне (Saskatoon) в котором проживают около 260 тысяч горожан, это на треть больше чем в провинциальной столице.

Название провинции происходит от реки Саскачеван, которая берёт свои истоки из Альберты пересекает всю провинцию Саскачеван и впадает в озеро Виниппег в Манитобе.

Иммиграционная Программа Провинции Саскачеван
(Saskatchewan Immigrant Nominee Program )

Провинциальная программа Саскачеван (SINP) является альтернативном способом иммиграции в Канаду и получения статуса ПМЖ в Канаде (статус Постоянного Резидента Канады). Программа предназначена для привлечения иностранных специалистов и рабочих непосредственно в провинцию Саскачеван, по особо низким критериям.

Провинциальная программа Саскачеван позволяет местным властям выдвигать кандидатов, на получение статуса постоянного резидента Канады, которые соответствуют правилам и критериям установленными самой провинцией Саскетчеван.

Для получения подробной информации обратитесь к представителю GIC Canada Immigration.

Экономика Саскачеван

Экономика Саскачевана была основана на сельском хозяйстве, эта отрасль даже изображена на провинциальном гербе — три пшеничных стога. Около 50% канадской пшеницы и более 85% бобовых культур выращивается в Саскачеване. По производству говядины Саскачеван занимает второе место в Канаде. В разведение крупно-рогатого скота в провинция уступает только Альберте.

Горнодобывающая промышленность является также одной из главных отраслей в провинции. Саскачеван является крупнейшим в мире экспортером калия и урана. Добыча нефти и природного газа также занимает важную часть местной экономики. Среди канадских провинций, только в Альберте добывают больше нефти чем в Саскачеван.

Местная промышленность обеспечивает сотни тысяч рабочих мест для местного населения, но тем не менее провинция испытывает недостаток в рабочей силе. Власти Саскачиван всеми силами пытаются перетянуть к себе жителей из других провинций и так же привлекают иностранных рабочих и специалистов из за рубежа. Саскачиван одна из провинций которая, имеет свою собственную иммиграционную программу — Программа Провинций (Provincial Nominee), по которой ежегодно прибывают новые иммигранты. В центральных городах существуют центры адаптации для прибывших иммигрантов, в которых оказываю всю возможную помощь — консультации, изучение английскогоязыка и трудоустройство.

Добавить комментарий